Аренда – извечная проблема российского бизнеса. Подходящее помещение найти не просто, цены заоблачные, а общение с управляющими компаниями редко приносит удовольствие. Куда лучше стать владельцем собственного офиса и распоряжаться им по своему усмотрению.
Стоимость коммерческой недвижимости в нашей стране невероятно высока. Недаром Москва в течение последних 10 лет входит в десятку самых дорогих для ведения бизнеса городов Европы. Так по итогам прошлого года средняя цена квадратного метра в нежилых помещениях столицы достигла $5 тыс. за кв. м, в офисах класса В - $6150, а в премиальных бизнес-центрах - $11 750. В Петербурге дела обстоят немногим лучше: отсчет стоимости начинается с $4 тыс. за кв. м. Очевидно, что в такой ситуации приобрести офис могут только некоторые крупные компании (хотя и им сложно и рискованно выводить из оборота столь значительные суммы).
В других странах предприятия предпочитают обзаводиться недвижимостью, пользуясь кредитными средствами, в частности коммерческой ипотекой. По статистике, в Европе с помощью подобных займов приобретается от 50 до 90% торговых и офисных площадей. Около пяти лет назад начали официально предлагать бизнес-ипотеку и российские банки. Безусловно, кредиты на покупку недвижимости оформлялись и раньше, но это были не ипотечные, а индивидуальные сделки для солидных проверенных клиентов.
В чем особенности нового продукта? По сути, коммерческая ипотека похожа на стандартную жилищную: залогом здесь выступает приобретенный офис, склад, производственная или торговая зона. Но вот условия получения подобного займа более жесткие. Пока еще коммерческая ипотека остается штучным товаром, поэтому ее стоимость достаточно высока: в разных банках ставки варьируются от 18 до 20% годовых, а срок погашения обычно составляет 5-7, максимум 10 лет.