Шаманизм — самая древняя известная человечеству методологическая система психосоматического выздоровления. Археологические и этнологические данные говорят о том, что шаманским методам по крайней мере двадцать или даже тридцать тысяч лет. Вполне возможно, что они еще более древние. Ведь приматы, к которым относится и человек, существуют на планете два или три миллиона лет.
Сегодня шаманские знания сохранились главным образом среди народов, которые до недавнего времени обладали примитивной культурой. Накопленные ими знания — это плод работы сотен поколений людей, изучавших различные ситуации при жизни и смерти человека. Их предки с помощью этих знаний поддерживали силу и здоровье, лечили серьезные болезни, травмы, справлялись со смертельной опасностью. Так как ни в одной из этих культур не осталось письменных источников шаманского знания, то непосредственное общение с его носителями крайне важно для нас, ибо только с их помощью мы можем изучить шаманские практики.
Одно из замечательных свойств шаманских методов — их сходство у всех племен и народов, обитающих в разных концах планеты: аборигенов Австралии, туземцев Северной и Южной Америки, жителей Сибири, Центральной Азии, Южной Африки и районов Крайнего Севера. Те же методы были известны в античных культурах Средиземноморья, но они были в основном искоренены бдительной инквизицией.
Такое сходство и широкое распространение шаманских верований во всем мире нашли свое документальное отражение в классическом труде Элиаде «Шаманизм». Один из современных антропологов заметил:
«Где бы шаманизм ни встречался в наши дни — будь то в Азии, Австралии, Африке или Америке, — шаман действует одним и тем же способом и со сходной техникой, — как хранитель психического и экологического равновесия среди членов своей этнической группы, как посредник между видимым и невидимым мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т. д. Шаман способен подняться над человеческим состоянием и свободно передвигаться от одного космологического уровня к другому:».
Многие другие антропологи также отмечали сходство всех шаманских методов. Так, Уилберт, описывая шаманов индейского племени варао в Венесуэле, отмечает: «Каждому, кто знаком с литературой о шаманизме, становится ясно, что опыт шаманов варао содержит в себе много универсального:».Он приводит длинный список приемов и верований, которые, по сути дела, ничем не отличаются от бытующих в Австралии, Индонезии, Японии, Китае, Сибири, Южной и Северной Америке, Мексике.
Далее Уилберт приходит к выводу, что: «существует поразительное сходство: не только в главном, но даже в специфических деталях описания путешествий шамана варао из Венесуэлы и австралийского вираджери, несмотря на разделяющие их океаны и континенты».
Шаманский подход к внутренней силе и целительству сохранился благодаря сходству всех примитивных культур при различной адаптации к разнообразным условиям окружающей среды. В результате изоляции и доисторической миграции многие этнические группы отделились от ¬других членов единой человеческой семьи уже 10-20 тысяч лет назад. Однако за этот период шаманские знания не претерпели особых изменений.
Почему это произошло? Очевидно, не из-за отсутствия воображения у примитивных народов. Достаточно посмотреть на разнообразие в их социальных системах, искусстве, экономике и многих других аспектах их культур. Отчего шаманские знания так схожи в различных частях примитивного мира? Мне кажется, ответ на этот вопрос только один — потому что шаманизм работает. На протяжении тысячелетий путем проб и ошибок люди в различных экологических и социальных условиях приходили к одним и тем же основополагающим принципам и методам шаманской внутренней силы и врачевания.
Шаманизм процветал в древних культурах, не обладавших современными медицинскими знаниями. Низкий технологический уровень этих культур вынуждал людей развивать способность человеческого ума справляться с серьезными проблемами жизни и выживания.
При выполнении своей работы шаман полагается только на личную силу, духа-хранителя и духов-помощников. У каждого шамана есть , по крайней мере, один дух-хранитель независимо от количества духов-помощников. В своем классическом труде о понятии духа-хранителя в первобытной Северной Америке Рут Ф. Бенедикт замечает, что шаманизм так или иначе основан на понятии духа-хранителя.
За пределами Северной Америки роль духа-хранителя также велика, но в антропологической литературе его называют по-другому, например, «дух-покровитель» у сибирских шаманов, «нагваль» у мексиканских и гватемальских, «тотем-помощник» у австралийских, «дух», «близкий друг» у европейских. Как бы его ни называли — он основной источник внутренней личной силы шамана.
Наилучший способ приобрести такого духа — отправиться искать его в уединенное пустынное место. Это может быть пещера, гора, водопад или даже одинокая трона ночью, как у индейцев хиваро. Существуют как отработанные, так и спонтанные методы заполучения духа-хранителя.
Без такого духа нельзя быть настоящим шаманом, так как ему необходим мощный источник силы, чтобы справляться с потусторонними силами и подчинять их.
Духом-хранителем обычно является сильное, могучее животное, духовное существо, которое не только защищает шамана и помогает ему, но становится его вторым «я».
Однако наличие духа-хранителя еще недостаточное условие, чтобы стать шаманом. Как утверждают хиваро, знает об этом взрослый человек или нет, он, наверняка, пользовался защитой своего духа-хранителя в детстве, иначе он не достиг бы взрослого возраста. Главное различие между обычным человеком и шаманом в этом отношении заключается в том, что шаман активно и сознательно обращается к своему духу-хранителю, переходя в ШСС. Шаман часто видит его, советуется с ним. Хранитель сопровождает его в шаманском путешествии и помогает в целительстве.
Помимо духа-хранителя, у шамана есть несколько духов-помощников. Они обладают меньшей силой, чем дух-хранитель, но так как их обычно у него сотни, их коллективная сила становится весьма значительной. Духи-помощники выполняют различные функции в зависимости от обстоятельств. Шаману требуются годы, чтобы собрать их.
¬ Что касается пола шамана, то каких-либо различий в способности к шаманизму и в «творческом» потенциале здесь не наблюдается. Во многих общинах женщинам приходится так много заниматься хозяйством и уходом за детьми, что им просто не хватает времени, чтобы стать шаманами. Так, например, у хиваро женщины постоянно заняты приготовлением пищи, лепкой посуды, воспитанием детей и садоводством. Но, после того как вырастят детей и достигнут пожилого возраста, они становятся шаманами с мощной личной силой. В средние века вдовы и пожилые женщины часто становились знахарками. Разумеется, инквизиция считала их ведьмами, и до сих пор христианские миссионеры так называют шаманов.
Шаманы — это прежде всего знахари, целители, но занимаются также предсказаниями, заглядывая в настоящее, прошлое и будущее людей. Шаман — ясновидец. Он может сообщить, что происходит в данное время вдали от него.
Шаман живет между различными реальностями — это магический воин, изменяющий состояние сознания и совершающий сказочные подвиги. Он — посредник между обычной и необычной реальностями, как точно определил К. Кастанеда, и способен управлять силой для оказания помощи людям.
Шамана зовут, чтобы помочь человеку, который утратил своего духа-хранителя или даже душу. В этом случае шаман отправляется в целительное путешествие в необычную реальность, чтобы отыскать там утраченный дух или душу и вернуть их прежнему владельцу. I.. .. пациент болен или страдает от какой-либо локальной боли, то задача шамана — извлечь из его тела вредную силу и восстановить таким образом здоровье больного. Таковы два основных подхода шамана к исцелению: удаление вредной силы и восстановление полезной.
При целительстве шаман должен уметь быстро переходить из одного состояния сознания в другое. В некоторых племенах шаманы применяют изменяющие сознание вещества, но во многих племенах они обходятся без этих средств, считая, что они только мешают глубокой концентрации. Причем целитель принимает лекарство чаще, чем исцеляемый, а в некоторых случаях лекарство принимают оба.
По сути, шаманский опыт носит экспериментальный характер и накапливается постепенно. Он заключается в успешном достижении ШСС, умении видеть и путешествовать в этом состоянии сознания, обретении личной силы, знакомстве с духом-хранителем и, наконец, оказании помощи другим.
Следующая, более зрелая ступень шаманизма — укрепление личной силы и общение с духами-помощниками. Существуют и другие ступени, не описываемые в этой книге. Если вы с успехом освоите первые две ступени, то, скорее всего, сможете считать себя шаманом. Знакомство с шаманством — это бесконечный процесс борьбы, приносящий радость, хотя окончательный вывод о ваших шаманских способностях должны сделать те, кого вы исцелили.
Начинающий шаман, изучив основополагающие принципы, методы и космологию шаманизма, обретает знания и личную силу путем шаманской практики и путешествий. Когда он накопит достаточно знаний, то может претендовать на роль «ведуна», ИЛИ толкователя. При толковании снов и видений шаман использует весь запас своих знаний и накопленный опыт. При этом он никогда не забывает, что сам является лишь составной частью великой космической загадки. У ¬него уходят многие годы на совершенствование знаний, чтобы ее разгадать, хотя даже опытный шаман не надеется это сделать за одну человеческую жизнь.
Истинный мастер-шаман никогда не подвергает сомнению чужое знание и мастерство, хотя менее способные и менее скромные шаманы порой так поступают. Мастер же будет стараться включить даже самый необычный опыт в свою космогонию, которая в основном строится на его собственных путешествиях. Если он легко может сделать это, он подобен мудрому шаману конибо, который сказал мне о демонах: «О, они всегда так говорят!»
Настоящий шаман никогда не скажет, что ваш опыт — чистая фантазия. Этим шаманизм отличается от науки. Однако есть между ними и кое-что общее. Ученый и шаман испытывают благоговение перед величием Мироздания и Природы. Оба они понимают, что за всю жизнь смогут осознать лишь малую часть происходящего. Как шаман, так и ученый пытаются раскрыть тайны мироздания, и оба считают, что многие процессы скрыты от обычного взгляда. Ни тот ни другой не позволяют политическим и религиозным догмам вмешиваться в их поиски. Не случайно Галилея обвинили в колдовстве.
Шаман — эмпирик. Одно из определений эмпиризма: «Практика, придающая большое значение личному опыту, особенно чувственного восприятия». Действительно, шаман для обретения знания полагается в основном на непосредственный чувственный опыт. Однако великий шаман отличается скромностью. В конце концов никто не знает, что окружает нас, что происходит на самом деле. Каждый ограничен собственными представлениями.
Одна женщина из индейского племени мохава сказала мне: «Каждый шаман по-своему рассказывает историю сотворения мира. Хотя все эти истории касаются одной темы, манера рассказа постоянно меняется, словно слушаешь разных очевидцев, которые то забывают, то вспоминают все новые и новые подробности. Это как если бы индеец, негр, француз, я, мой муж или мы стали описывать автомобильную катастрофу, свидетелями которой были».
Шаманы — это люди действия и знания. Они служат своему племени и, когда их просят о помощи, совершают путешествия в скрытую от нас реальность. Но только немногие становятся великими шаманами, истинными мастерами знания, силы и врачевания. Конечно, бывает немало критических замечаний по поводу целительных способностей того или иного шамана. Успехи шаманов хорошо известны, и люди решают, к кому из них пойти в жизненно важных ситуациях. Итак, хотя многие хотят стать шаманами, лишь немногие становятся признанными и выдающимися.
Шаманское состояние сознания (ШСС)
Шаман обычно недолго пребывает в необычной реальности и только тогда, когда необходимо выполнять шаманские функции. Шаманизм занимает лишь часть его времени. У хиваро, конибо, эскимосов и в других этнических группах шаман обычно активно участвует в экономических, социальных и политических делах своего племени. Как правило, он хороший охотник или огородник, ремесленник, художник, мыслитель, семьянин. Способность великого шамана успешно проявлять себя в двух различных реальностях свидетельствует о его внутренней силе.
Он использует свои особые возможности лишь при непосредственном занятии шаманизмом, а когда свободен, ведет себя, руководствуясь требованиями обычной реальности. Переход из одной реальности в другую — очень важная часть его деятельности. Он должен быть адекватным любой реальности и достичь совершенства своих действий. ¬
Каждой из двух реальностей соответствует свое состояние сознания. Так, при переходе оживленной городской улицы ваше состояние сознания отличается от того, с которым входите в Нижний мир. Опытный шаман умеет выбрать нужное состояние сознания для каждой ситуации.
Одновременное восприятие двух реальностей типично для шамана, хотя некоторые западные философы отрицают возможность такого разделения сознания, утверждая, что примитивные племена не способны провести грань между обычным и скрытым мирами. Как отмечалось ранее, хиваро не только сознательно их различают, но и придают куда более важное значение необычному (скрытому) миру. Нельзя не согласиться со следующим замечанием Оке Хальткранца:
«:если примитивные народы и не в состоянии сознательно произвести такую дихотомию, — хотя им это иногда удается, то бессознательно их восприятие основано на этой модели. Одно из доказательств — шаманский транс. Мир экстаза — это мир сверхъестественных сил. поэтому шаман погружается в него. Он существует в двух мирах; вне транса живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе становится частью сверхъестественного мира, разделяя с духами способность к полетам, трансформации, слиянию с духом-помощником и т. д.».
Различие между переживаниями в ОСС и ШСС (Кастанеда называет это различием между картинами мира обычных людей и магов) обычно незаметно в общении шаманов между собой или с западными людьми.