Рембрандт
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-69) многими признан как величайший европейский художник всех времен, но профессиональная жизнь его была цепью взлетов и падений. До сорока лет все в ней было безоблачно. Сын мельника из Лейдена - второго по величине города тогдашних Нидерландов перебрался в Амстердам и шел от успеха к успеху, создав великолепный, сразу же признанный групповой портрет «Урок анатомии у доктора Тюльпа» в возрасте всего лишь 26 лет. На живописца рекой полились заказы на исторические полотна и крупноразмерные портреты, а женитьба на девушке из богатого семейства упрочила его положение в обществе. Художник переезжает в огромный дом на Бреестрат, где в 1642 году на гребне финансового успеха пишет свой самый известный групповой портрет «Ночной дозор»; на этой картине городские дружинники изображены не чинно сидящими в четырех стенах, а весело вывалившимися на оживленную улицу. Более того, художник порвал с традицией равновеликого изображения всех позирующих, чем, насколько известно, никого не обидел – заказчики или раскошеливались в зависимости от того, где и в какую величину их изобразили, или же сразу поняли, что попали на картину, коей суждено стать шедевром. Это одна из крупнейших картин, созданных художником, а получил он за нее неслыханную по тем временам сумму - 1600 гульденов. Гонорар выплатили изображенные на холсте члены городской дружины. Как и многие другие рембрандтовы холсты, картина со временем потемнела от пыли и старения покрывающего ее лака, из-за чего возникло ошибочное мнение, что художник изобразил ночную сцену.
Картина провисела в зале собраний дружины до 1715 года, после чего ее переместили в городскую ратушу и для пущего удобства уменьшили, обрезав со всех четырех сторон. Несмотря на этот акт вандализма, «Ночной дозор» остается шедевром изобразительного искусства.
В 1642 году умерла жена Рембрандта Саския. Согласно ее завещанию, художник не имел права распоряжаться ее капиталом; деньги доставались старшему сыну Титусу по достижении им совершеннолетия. Такая осторожность составительницы подтверждает легенды об экстравагантных тратах Рембрандта, поражавшего сограждан выкрикиванием поразительно высоких цен на аукционах раритетов и антиквариата.
Несмотря на некоторое уменьшение популярности Рембрандта, у него всегда оставалось немало клиентов, так что столь быстрое таяние его капиталов можно объяснить именно чрезмерными расходами. Кроме того, по свидетельствам современников, Рембрандт упрямо поступал по-своему; например, писал не пользовавшиеся спросом библейские сюжеты. В конце концов, в 1656 году он обанкротился, огромный дом был продан за долги, а художнику довелось переехать в снятую квартиру на околице Амстердама, где жизнь была заметно дешевле. Рядом с художником были его сын Титус и молоденькая служанка Хендрикье Стоффельс, которая жила с Рембрандтом после смерти жены и родила ему дочь. В 1663 году умерла Хендрикье. А в 1669, через несколько месяцев после смерти сына, скончался сам Рембрандт.
[700x583]