• Авторизация


Запись №29. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ 21-09-2009 12:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (75x108, 3Kb)
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.


ПЕРЕВОДЧИКИ:

АРАС СЁЗЮЕР
(ARAS SÖZÜER)

МАРИАМ УЛЬБАШЕВА-СЕМЕНОВА
(MARİAM ULBAŞEVA-SEMENOVA)

МЕЛЕХАТ ЯЙЛА
(MELEHAT YAYLA)

(Продолжение представления заключительной части книги)


При изучении МИФОЛОГИИ НАРТОВ перед читателем предстают такие возбудители мысли, как

===ПРИЗРАЧНОСТЬ СТАБИЛЬНОСТИ И ПРОЧНОСТИ МИРОЗДАНИЯ (Земля, которая зависит от спокойствия и жертвенной терпимости ТЕЙРИ-ЁГЮЗ);

===СИЛА УМА ПРОТИВ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ (Сарыубек,Кюлсюм, Карткуртха Ботай, Кыргъый къуш, а также Эмегены и Нарты в НАРТСКОМ ЭПОСЕ);

===ВСЕЛЕННАЯ, КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЙ, ИХ ВЗАИМОЗАВИСМОСТЬ (Смерть Сарыубек, на месте его гибели образовалась гора, где выросло ядовитое растение КЮНДЮШ, которая травит, но и лечит от смертельной болезни КЪАУРАКЪ (ОБУР АГУНДА);

===НАЛИЧИЕ ДЕВЯТИПЛАСТНОГО НЕБА и ЗЕМЛИ, НАЛИЧИЕ СУЩЕСТВ, НЕВИДИМЫХ, НЕЧУВСТВУЕМЫХ ОРГАНАМИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА (Алмасты, Чачлы, Атайтмаз, Джазыу, Кадар...);

===ПРИЗНАНИЕ НАЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ, которые связаны с энергетической "нитью"ТЕНГРИ ("тотур-джиб") (Шаман, Обур, Билгич, Бакъгъыч, Къарткъуртха);

===ВЕРА В ЧИТАЕМОСТЬ МЫСЛЕЙ И ПОСТУПКОВ, через свойство "тотур-джиб ("энергетической нити"), которая либо "мутит" либо "вносит благость" в ТОТУР ТЕНГРИ. (эта мысль красной нитью проходит через все произведения народного творчества ГУННОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ: НАРТЫ, МИФОЛОГИЯ, БИЙНЕГЕР, БАЙЧЫ, ДЖУЛДУЗЛАМА, НАРТ ТАУРУХЛА, НАРТ АЙТЫУЛА, САМАРКЪАУЛА и.т.д. );

===НЕЗЫБЛЕМОСТЬ НАКАЗАНИЯ за СОТВОРЕННОЕ, как возвращение назад, к источнику, испускаемой энергии, так как каждая "энергия" (тотур) (дыхание), как "лицо" особо для каждого и испущенная энергия не может пристать никуда, кроме своего источника (ЁЗ). (сказки ОБУР АГУНДА "Акъыл бла Кюч", ДЖУЛДУЗЛАМА (интерпретации особенностей личности по звездным группам "ДЖУЛДУЗЛАМА ТАНЫУ");

==="ЮЧДЕН ЮЧНЮ АЧЫУЧУ" - мысль, вводит в смятение многих исследователей фольклора, так как она потрясающа для кочевой, животноводческой культуры, которую привыкли воспринимать, как нечто полудикое. Она присуствует во всех версиях МОЛЕНИЙ ТЕНГРИ и представляет собой такую передовую мысль, над которой и сегодня думают известные умы.

Иные исследователи фольклора, к этому относятся, как к физическому свойству мироздания, но автор придерживается мысли, что ХУННЫ, каким-то образом, обратились мыслью в суть(ёз) и стали выдвигать мысль О НАЛИЧИИ БЕСКОНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ ВНУТРИ КАЖДОГО СОТВОРЕННОГО, КОТОРАЯ БУДЕТ РАСКРЫВАТЬСЯ ПОСТЕПЕННО, С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СОТВОРЕННЫХ (эволюцией). (Летающий конь Гемуда, вознесение Ёрюзмека на НЕБО, перемещение "во сне" мальчика Уучалай, постоянное энергетическое присутствие всех Тейри);

===Совершенно потрясающим явлением культуры нартов является сказка ДОРБУН, где герой, пробыв всего лишь краткое время в пещере (дорбун), при выходе оттуда оказывается в далеком будущем, где не только его, но и его предков уже никто не помнит. Только один древний старик вспоминиает, что в "далеком детстве он слышал рассказ стариков о том, как некий Къаратай пропал в "проклятом дорбуне" и о том, что нартским детям вход туда заказан.

Приведем здесь отрывок из сказки:

*(...тюрлю къатын (странная женщина), *тюрлю-тюрлю ашарыкъла ашатханды (накормила его странными, различными блюдами), *нарт уучуну, джан-джанын а, атар-джанар джашнатханды (вокруг нарского охотника все зажгла-запестрила, *къуу тёшекге, сылаб-сыйпаб, хапар айта джатдыргъанды (уложила его на лебяжью перину и рассказывая истории усыпила),*алдыр къолан къарамы бла аны алай джукълатханды (чарующим разноцветным взглядом его таким образом усыпила)*джукълатыб а, къалкъыу халда, нарт урлукъну урлагъанды...(усыпив же, в состоянии неведения, украла семя нартов...)

=== Есть и не менее насилующая мышление мысль, как "ЮЧДЕН ТОГЪУЗ ЧАЧЫУЧУ" (разбрасывающий из трех девять), которая также присуствует во всех молениях ТЕНГРИ, интерпретация которого еще ждет своего исследователя.

===ТРИЕДИНСТВО КАЖДОГО СОТВОРЕННОГО - ТИН(РУХ, суть(ёз) ТЕНГРИ), ДЖАН (энергия Тенгри), ТЁНГЕК (тело), ИХ АБСОЛЮТНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ - сквозная мысль НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ, которая потрясает горизонтами духовных и эстетических поисков ХУННОВ.



Друзья! Как мог, вкратце, представил МИФОЛОГИЮ НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ.
Завтра начну краткое представление ДЖУЛДУЗЛАМА. ЖДУ ВАС! ДО ВСТРЕЧИ!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Запись №29. МИФОЛОГИЯ ГУННОВ НАРТСКОГО СОСЛОВИЯ, КАРАЧАЕВЦЕВ | EVREN-1 - Sofi Tram-Semen | Лента друзей EVREN-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»