
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИК
АРАС СЁЗЮЕР
Из текста, приведенного в прошлом посте об АГЪАЧ КИШИ (ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК), выводятся следующие выводы о нравственной ориентации народа-создателя:
Первое:
Языческие боги древних ХУННОВ становятся подчиненными единому энергетическому ТЕНГРИ (ТОТУР-ТЕНГРИ), КУЛЬТ НЕБА подавляет КУЛЬТ ПОДЗЕМНОГО МИРА ДУШ И ДУХОВ, доминирующий в период матриархата, отчетливо подчеркивая укрепление патриархального строя у ХУННОВ.
Второе:
Нравственный постулат о том, что ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА бессильна перед МОЩЬЮ УМА, а также утверждение незыблемости ДОБРА перед ЗЛОМ.
Третье:
Если во многих мифологиях, в сказочном народном творчестве многих народов заметно НАКАЗАНИЕ ЗЛА ЗЛОМ, то в нартской мифологии ЗЛО ПЕРЕВОСПИТЫВАЕТСЯ уроками поучительного воздействия ума, что тоже говорит о многосложном осмыслении мира древними ТЮРКАМИ, об их особенной духовности, с оторванностью интереса от материального в пользу возвышенного духовного начала, где УМ и МУДРОСТЬ поставлены выше МОЩИ СИЛЫ.
Четвертое:
Уважение к старшему, больному и немощному было непререкаемым нравственным законом в ГОСУДАРСТВЕ ХУННУ. Об этом писали многое историки прошлого и современности. И здесь, в приведенном тексте недвусмысленно говорится о позоре самомнения и неуважения к старшему, внушая мысль о ГЛУПОСТИ, как отражателе самомнения и МУДРОСТИ, как оптимальной силе видоизменения сущего.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Отрывок из главы ЭЛИЯ (богиня осадков и молнии).
Культурная экспедиция ТМИФИС, в 1993 году собрала различные варианты "песен" ЭЛИЯ. Один из них отражает стиль глубокой древности, практически забытый в наши дни.
ШЫБЫЛА ТАЯКЪ УРУУЧАНДЫ ДА,
КЁКНЮ ЧАРТЛАТЫБ ЧЫГЪЫУЧАНДЫ ДА,
АДАМ ДА АНДАН КЪОРКЪУУЧАНДЫ ДА!..
АЙ, АЙТЫУЧУЛАГЪА АЙТЫУЧАР АУРУУ ТИЙСИН,
БИТЗГЕ ДА ТЕНГРИ ЭЛИЯНЫ ИЙСИН!
ЭЛИЯ ДЖОКЪДА - ДЖАУУМ ДЖОКЪ,
ДЖАУУМ БОЛМАСА БИТИМ ДЖОКЪ,
БИТИМ БОЛМАСА ТОЙУМ ДЖОКЪ,
ТОЙУМ БОЛМАСА ЁСЮМ ДЖОКЪ...
ЁСЮМ БОЛМАСА КЪУТ БОЛМАЗ,
МАЛ ЮЙЮРЕМЕЗ, АДАМ ТЁЛЮ ТУУМАЗ...
ЭЛИЯ ТАЯКЪ БУЛУТ КЪУА КЕЛСИН,
ШАТ-ШЫТ ЭТЕ ДЖИЛТИНИНДЕН БЁЛСЮН,
ХЕЙ, ТАУГЪА-ТАШХА БОЛСУН ДЖИЛТИН УРГЪУСУ,
ХЕЙ НАРТ КЪАБАКЪГЪА БОЛСУН ДЖАНГУР КЪУЙГУСУ!..
ШЫБЫЛА ТАЯКЪ УРУУЧАНДЫ ДА,
КЁКНЮ ЧАРТЛАТЫБ ЧЫГЪЫУЧАНДЫ ДА,
АДАМ ДА АНДАН КЪОРКЪУУЧАНДЫ ДА!..
ХАЙ, АЙТЫУЧУЛАГЪА АЙТЫУЧАР АУРУУ ТИЙСИН,
БИТЗГЕ ДА ТЕНГРИ ЭЛИЯНЫ ИЙСИН!
(Подстрочный перевод на русский язык)
ГОВОРЯТ, ЧТО РАСКАТ МОЛНИИ ПОРАЖАЕТ,
ЧТО ВЫХОДИТ ОНА, РАСКАЛЫВАЯ НЕБОСВОД
И ЧТО ЛЮДИ БОЯТСЯ ЕЕ!..
ОЙ, ДА, ПРИХВАТЯТ ГОВОРИЛЬЩИКИ БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ ЗОВЕТСЯ "ГОВОРУН",
А НАМ ПУСТЬ ТЕНГРИ ПРИШЛЕТ ЭЛИЯ!
КОГДА НЕТ ЭЛИЯ, НЕТУ ДОЖДЯ,
КОГДА НЕТ ДОЖДЯ, НЕТ УРОЖАЯ и ТРАВ,
КОГДА НЕТ УРОЖАЯ, НЕТ СЫТОСТИ,
КОГДА НЕТ СЫТОСТИ, НЕТ РОСТА (роста всего сущего подразум.)...
А БЕЗ РОСТА НЕ БЫВАЕТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ,
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РОЖДЕНИЮ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И УВЕЛИЧЕНИЮ ЖИВОТНОГО МИРА.
ПУСТЬ ПАЛКА ЭЛИЯ ПРИХОДИТ, ПОГОНЯЯ ТУЧИ!
С ШУМОМ ШАТ-ШЫТ ПУСТЬ ВЫБРАСЫВАЕТ ОТ СВОЕГО ОГНЯ,
ДА ПУСТЬ БЬЁТ ОГНЕННЫМИ ВСПЫШКАМИ ГОРЫ И КАМНИ,
А НА СТАН НАРТОВ ПУСТЬ ПОШЛЕТ СВОИ ДОЖДИ!
ГОВОРЯТ, ЧТО РАСКАТ МОЛНИИ ПОРАЖАЕТ,
ЧТО ВЫХОДИТ ОНА, РАСКАЛЫВАЯ НЕБОСВОД
И ЧТО ЛЮДИ БОЯТСЯ ЕЕ!..
ОЙ, ДА, ПРИХВАТЯТ ГОВОРИЛЬЩИКИ БОЛЕЗНЬ, КОТОРАЯ ЗОВЕТСЯ "ГОВОРУН",
А НАМ ПУСТЬ ТЕНГРИ ПРИШЛЕТ ЭЛИЯ!
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В СЛЕДУЮЩИХ ПОСТАХ)