В последнее время на площадках Совета Федерации, Государственной думы и Общественной палаты Российской федерации идут обсуждения о так называемом общественном контроле различных сфер жизни российского общества.
Сенаторы, депутаты и общественники предлагают ввести закон об общественном контроле за любой сферой деятельности государства. По замыслу разработчиков, этот документ должен дать доступ активным гражданам к оценке практически всех государственных решений, то есть деятельность властей должна стать прозрачной для экспертизы общества. Общественный контроль будет касаться всего: от ЖКХ до судебных решений, предусматривая частный, коллективный, а так же сетевой контроль – через Интернет.
Межрегиональная общественная организация содействия сохранению отечественных традиций и культурного наследия "ВЕЧЕ" уже несколько лет ведет активную работу в данной области, всяческим образом поддерживая идею общественного контроля.
Общественный контроль – это новый инструмент, благодаря которому российское общество не только сможет оценивать деятельность органов власти на предмет их соответствия установленным критериям и нормам, но и выявлять различные несоответствия, которые ухудшают повседневную жизнь граждан России.
Ряд российских регионов, в том или ином виде уже используют формы общественного контроля для оптимизации своей деятельности и улучшения жизни граждан.
Например, Правительством Москвы создано приложение для смартфонов, при помощи которого каждый житель города может сообщить о 14 типовых и ряд сезонных нарушений (не вывезенный мусор, гололед во дворе, ямы на дорогах и прочее) в деятельности городских служб.
Есть еще и портал «Наш город», который позволяет москвичам сообщать о 100 типовых проблем, контролировать своевременность и качество проводимых работ на объектах городского хозяйства, а так же подтверждать или опровергать ответы чиновников об устранении проблем.
Это конечно не решает всех вопросов общественного контроля, однако позволяет городским службам оперативно реагировать на возникающие несоответствия.
К сожалению, из всех 83 российских регионов такое приложение существует только в городе Москве…
Тем не менее, среди чиновничий элиты бытует мнение, что общественный контроль не нужен. Дескать, зачем придумывать велосипед, когда государством и так создана масса контролирующих органов.
Чиновники лукавят, Счетная Палата, Роспотребнадзор, и другие, это всего лишь механизмы самоконтроля государства, деятельность которых, в определенных случаях далеко не отвечает тем запросам, которые существуют в российском обществе. Да и, кроме того, необходимость создания института народных или другими словами общественных контролеров обусловлена еще и тем, что зачастую получение развернутой статистики от различных ведомств сопряжено со значительными сроками ожидания. Информация попросту устаревает и становится неактуальной для использования.
Очевидно, что тех данных, которые Росстат и другие ведомства предлагают для ознакомления и использования в открытом формате, уже совершенно недостаточно для понимания и оперативного реагирования на те процессы, которые происходят как в российском обществе, так и в российской экономике. Необходима более детальная и оперативно обновляемая статистическая информация.
Что может контролировать так называемый общественный контроль?
Во-первых, это контроль всевозможных тарифов на услуги, например ЖКХ, транспорт, и.т.п., а так же контроль качества предоставления услуг по этим тарифам.
Во-вторых, это контроль цен на товары, продукты питания и услуги, например входящие в перечень минимальной потребительской корзины.
В-третьих, это поиск нарушений в работе муниципальных органов власти (невыполненный ремонт, детские площадки, мусор, неубранные дороги, ямы на дорогах, и.т.д.)
И в-четвертых, это контроль за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за деятельностью государственных и муниципальных организаций, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, коммерческих организаций, когда такая деятельность затрагивает общественные интересы.
Как это может работать?
По нашему мнению, по аналогии с корпоративными службами менеджмента контроля качества, на базе Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных палат муниципальных образований должен быть создан так называемый институт менеджеров контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. При этом институте, граждане, их объединения, инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, которые желают осуществлять функции общественного контроля, должны пройти регистрацию и обучение. Для обеспечения деятельности общественных контролеров и менеджеров контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, должна быть создана специальная информационная система (мобильные приложения), посредством которой, граждане, их объединения, инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, которые желают осуществлять функции общественного контроля, смогут генерировать протоколы о выявленных несоответствиях в деятельности государственных и муниципальных организаций, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, коммерческих организаций, когда такая деятельность затрагивает общественные интересы, а так же решать другие вопросы общественного контроля. Возможно, подобная информационная система должна быть создана в рамках портала «Госуслуг». Это обусловлено тем, что в деятельности общественных контролеров должна быть исключена анонимность.
В случае обнаружения какого-либо несоответствия в деятельности государственных и муниципальных организаций, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, коммерческих организаций, когда такая деятельность затрагивает общественные интересы, общественный контролер по выбранным критериям инициирует в информационной системе процедуру создания протокола несоответствия. Составляет описание выявленного несоответствия, присоединяет дополнительные текстовые, геоинформационные и аудио-визуальные материалы. В соответствии с правосубъектностью, составленный протокол попадает к менеджеру контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных палат муниципальных образований. Менеджер контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти рассматривает полученный протокол несоответствия и в случае если данный протокол соответствует требованиям оформления, а так же не содержит неверных данных, отправляет его в соответствующий выявленному несоответствию орган федеральной, региональной или муниципальной власти. Получив протокол несоответствия орган федеральной, региональной или муниципальной власти рассматривает его, принимает корректирующие действия и отправляет копию протокола несоответствия с отметкой о выполненных корректирующих действиях менеджеру контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а так же инициатору протокола. Соответственно инициатор протокола делает отметку в протоколе о своем согласии или несогласии с проведенными корректирующими действиями. В случаи согласия с корректирующими действиями, менеджер контроля качества деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти закрывает протокол, в противном случае должен быть инициирован новый протокол несоответствия, который в соответствии с правосубъетностью направляется вышестоящему органу федеральной, региональной или муниципальной власти.
Естественно это только примерный вариант, к которому должны быть разработаны детальные инструкции, процедуры работы, а так же критерии оценки корректирующих действий. Возможно, будут предложены и другие варианты общественного контроля, но очевидно, что в той или иной форме общественный контроль будет и чиновникам, как бы им не хотелось, придется с этим фактом считаться.
Что еще хотелось бы сказать в заключении. Есть одна проблема, о которой все молчат. Общественный контроль не будет эффективным, ровно до тех пор, пока результаты подобного контроля не будут сопряжены с персональной ответственностью конкретных чиновников. И надеюсь, она будет установлена.
МОО «Вече», ВПП «Партия Дела»
Владимир Орлов