В Древней Греции этической базой и основой общества были — герои. Мифические и совершенно реальные. Такие, как Перикл, Александр Македонский, герои искусства, философы — Гомер, Фидий, Платон.
Древний Рим тоже был цивилизацией героев — Тиберий и Гай Гракхи, Цезарь, Муций Сцевола. Чтобы передать молодому поколению высокое чувство жертвенной любви к Родине, вовсе не требовалось читать юношам морали. Достаточно было рассказать, как их сверстник Муций Сцевола, взятый в плен врагами и принуждаемый к предательству, произнес: «Вот что может сделать свободный римлянин», — и, положив руку в огонь жертвенника, держал ее, пока она не обуглилась.
Византия в этическом смысле тоже была цивилизацией героев. О них можно было прочесть в особых книгах, называемых «Житиями святых»: в этом обществе в первую очередь были востребованы герои духа. В средневековой Европе герои — это рыцари. На Руси — святые и богатыри-рыцари. Своих героев мы увидим и в новой, и в новейшей истории. Я уже не говорю о недавнем советском периоде, насквозь пронизанном культом истинных и поддельных героев.
Герои — это носители тех самых главных, вечных ценностей — народа, культуры, цивилизации. Но, что очень важно, они больше, чем просто носители. Именно на них в обществе возложена непосильная ни для кого другого задача — действенной передачи этих ценностей от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Никакие морализирования, нравоучительные проповеди, семинары и «селигеры» без этих подлинных носителей высших ценностей с такой задачей не справятся. Педагогическая функция героев — продолжение их особого служения даже спустя много веков после их смерти. Недаром знаменитые «Сравнительные жизнеописания» Плутарха — биографии великих римлян и греков — изучались, к примеру, в российских гимназиях вплоть до революции, когда на смену прежним пришли совершенно иные герои.
Распался Советский Союз и не осталось героев. За последние десятилетия успешно проведена работа по тотальной дегероизации России. Как писал Маяковский, «работа адовая будет сделана и делается уже».
Вообще-то дегероизация — это, в разумных рамках, позитивный и порой даже необходимый процесс, время от времени происходящий в различных странах и культурах, когда ветром истории с пантеонов сносит шелуху и наносное.
Но в нашем российском случае за ревизию взялся «креативный» класс и «рукопожатное» сообщество особо продвинутых любителей отечественной истории. В итоге проведенной с большевистской беспощадностью зачистки, национальных героев они нам просто не оставили. Низложены все. Превращены в безжалостных монстров, подонков и подлецов, трусов, извращенцев, беспринципных конъюнктурщиков. Методы — клевета, циничное и безжалостное высмеивание, передергивание фактов. В науке — тенденциозность. В сборе фактов — подлоги и приемы папарацци. И все это, конечно, под предлогом «борьбы за правду» и трепетного желания открыть нам, слепым и обманутым, истину о нас самих.
А в это самое время без всякого пиара и словесного грохота, ежедневно и постоянно настоящие герои просто делают свою работу. Раз - два в год их собирают, кто не в госпитале и не в очередной командировке, вручают пакетик с сувенирной книжкой и памятный значок, говорят всякие слова и желают успехов в дальнейших подвигах на благо Отечества. Затем наливают рюмку и опять с полчаса говорят те же слова только в виде тоста. После чего гордые и довольные собой устроители-спонсоры "мероприятия" разъезжаются на служебных лимузинах и личных спорткарах, а звенящие орденами герои одевают поверх формы гражданские пальтишки и курточки, прыгают в метро и возвращаются на службу, дальше работать. Не модно как-то нынче орденами на людях звенеть. Да и скромность у этих ребят чаще всего зашкаливает. Они не умеют произносить речи, стесняются рассказывать о своих подвигах, больше говорят о тех, кто уже никогда не сможет сам носить свои боевые награды, о тех, за кого пьют третьим тостом и не чокаясь. Имена которых помнят чаще всего только эти ребята.
На этих "мероприятиях" чаще всего не бывает СМИ, тем более центральных, если не ожидается важной чиновной фигуры, - что бывает очень и очень редко. Полукустарное ведомственное телевидение снимет пару кадров и быстренько занимает места у фуршетного стола. Хорошо, что есть ещё среди состоятельных граждан те, кто сам прошел по горам Афгана и Кавказа не один перевал, кто помнит. Спасибо им. Спасибо фондам и общественникам, которые клянчат целый год деньги у нынешних нуворишей, чтобы накрыть стол раз в год и поднять рюмку за тех, кого за этим столом уже не будет никогда. И за тех, про кого мы все, даже продвинутые пользователи интернета практически не знаем ничего. И не узнаем, если не будет вменяемой государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи на вот этих конкретных примерах.
ГУ ВШЭ, Институт Гайдара, ИнСоР, РСПП и пр. конторки совсем не героические, а скорее так откровенно вражеские, финансируются так или иначе государством, а вот на героев нет ни времени, ни денег. А им ведь так много как ВШЭ не надо. Я подсчитывал, раз в 1000 меньше надо в год. Все ответственные лица говорят, да, обязательно надо, вот запланируем, концерт проведем, звезд пригласим. Да лично присутствовать будем, время выкроим, в первые ряды сядем. И в голову не приходит простая вещь - в первые ряды под камеры как раз не вас, узнаваемых на всю страну сажать надо, не вас, а этих вот ребят в орденах.
Прав отец Тихон, слишком прав…
По материалам беседы архимандрита Тихона с Еленой Яковлевлевой