Как многим помнится, техосмотр в его прежнем виде был отменен в рамках судьбоносной "медведевской" реформы МВД, где только на переименование, печати, вывески etc, было затрачено 1,5 млрд. бюджетных рублей.
Считалось, точнее было приказано думать, что таким образом, передав функцию ТО частникам, мы получим основания для сокращения личного состава - они же высвободятся... Граждане, которым было лень заранее записываться и стоять в очередях (как будто нельзя было увеличить на период ТО количество пунктов его прохождения - в том числе сделать мобильные бригады и т. д.), итак граждане автолюбители-продвинутые блогеры и интеллектуалы глубоко и облегченно вздохнули от счастья избавления лишний раз унижаться перед быдлогаишником, страховщики потерли руки, а "армянские техцентры" дружно вскричали WoW!! и побежали давать деньги ответственным товарищам за право такой ТО проводить.
Результат мы видим, а скоро увидим на дорогах и в моргах. Да и собственно, иного и быть не могло. Специалистов как всегда никто слушать не стал - как можно критиковать Президента? С ума сбрендили..?
Друг только что рассказал, повеселил. Передаю с его слов от первого лица.
На новой машине я техосмотр вообще ни разу не проходил: сначала она была новая, потом техосмотр наконец-то додумались отменить так же, как и зимнее время, потом его додумались вернуть, как и зимнее время, но я как раз в прошлом году очень удачно сильно заранее продлил ОСАГО — оформлял страховку для машины жены, и мой агент сказала, что если я прямо сейчас заранее продлю свою страховку, то не придется делать техосмотр — так что техосмотр на ней ни разу не делал.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, так что понадобилось тут делать новую страховку ОСАГО. Приехал к своему агенту. Она уже приготовила новый полис, выписывает бумажки на оплату. Потом спрашивает, все ли у меня нормально с техосмотром. Да все в порядке, отвечаю, уже лет пять не проходил. Не пойдет, говорит агент, сейчас без техосмотра не имеем права оформлять страховку, я должна в базу вписать регистрационный номер техосмотра, иначе у всех будут неприятности. Спрашиваю, что делать, потому что тратить сейчас день на этот чертов техосмотр я никак не могу, дел — по горло.
Да никаких проблем, отвечает агент. У вас же машина в порядке? В полнейшем, отвечаю я. Ну и все, говорит агент. Вы же можете подъехать буквально на двадцать минут, чтобы вам сделали техосмотр? И агент почему-то подмигнула. Ну, на двадцать, конечно, могу, отвечаю я. Например, завтра часов в одиннадцать.
Агент сняла трубку, позвонила в сервис и записала меня на завтра на 11 утра. Только машину, сказала агент, помойте и не опаздывайте. И снова подмигнула.
Ну, делать нечего, поехал помыть машину, на следующий день поехал на сервис. Нашел эту контору — какой-то мелкий грязный автосервис из серии "За такие деньги мы вам еще и немножечко сломаем". Поставил машину за углом, больше было негде, пошел ко входу. Перед входом в сервис стоит толстый мужик и курит. Подхожу, спрашиваю, где тут техосмотр пройти. "А вы же от страховой?" — интересуется мужик. Да, отвечаю, от нее, родимой. Только вчера ОСАГО оформил, но надо еще техосмотр. "А вы помните пробег машины и параметры резины?" — спрашивает мужик. Не помню, отвечаю я, но могу посмотреть.
Посмотрите, говорит толстый мужик, вы же, наверное, на ней приехали? Ясный пень, на ней, отвечаю я, на чем же мне еще приезжать проходить техосмотр? Ну и молодец, отвечает толстый мужик и подмигивает. Посмотри пробег и марку резины. А потом подходи ко мне. С этими словами мужик открывает дверь автосервиса и исчезает там.
Иду смотреть пробег и марку резины. Посмотрел, запомнил. Захожу в дверь. Внутри — не особенно большое помещение, в котором стоит микроавтобус "Газель" с рекламой моей страховой. Внутри "Газели" за столом с компьютером сидит толстый мужик. Вдали виднеется цех автосервиса, в котором ни одного человека и стоят на подъемниках пара автомобилей, причем ощущение такое, что стоят они там не первый год.
Давайте, говорит мужик, 680 рублей, техталон на машину и страховку. Выдал. Мужик минут пять пощелкал клавишами на компьютере, распечатал листик, расписался, поставил печать и выдал мне мои документы плюс диагностическую карту, в которой был проставлен тот самый регистрационный номер, ради которого это все затевалось. Поздравляю вас, сказал мужик, с успешным прохождением технического осмотра. И подмигнул.
Кстати, спросил я, а если вообще без машины приезжать? Вообще без машины — запрещено, строго сказал мужик. Категорически нельзя. Но если вы знаете пробег и марку резины, тогда, конечно, можно. Но уже за тыщу.
Так что наши — молодцы. Добились все-таки того, чтобы из механизма проведения техосмотра исчезла коррупционная составляющая. Равно как и непосредственно процесс осмотра. Все быстро и по современному. Это и называется — модернизация!
И машину, кстати, помыл. Непонятно только, зачем…
Попробуем разобраться в исторической инициативе Медведева. Каковы были задачи ТО в проклятом прошлом?
Не претендую на полноту, но основные цели были - учетная, военно-мобилизационная, фискальная и только потом уже оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности и техническим регламентам и наконец, проверка транспортных средств на угон, соответствие номерных деталей и агрегатов указанным в документах. Сколько выявлялось краденых авто на гаишных ТО в прессе не писали, но ГАИ статистику вела - ежегодно десятки тысяч по стране. Сколько краденых двигателей и прочих номерных узлов обнаруживалось экспертами и соответственно преступлений раскрывалось - тоже не писали. А зря, ибо опять измерялось это тысячами. И зачастую и авто возвращалось к владельцу, а преступный элемент сторожился и пытался "найти подходы". Иногда находил и тогда брали уже всех скопом - и продажных ментов и профессиональных авто воров. То есть "оборотни" тоже сторожились. Какой-никакой, а баланс был.
Многим не нравилось, что гайцы заставляли срывать глухую тонировку, снимать незаконные спецсигналы, демонтировать "колхозный ксенон" и прочие радости. Заставляли менять до блеска лысую резину и запрещали эксплуатировать явно аварийные авто. Владельцы автохлама и креативные джиповоды бегали, совали потной ручонкой денюшку инспекторам, заискивающе заглядывали в глазки... Если гаец тыщу брал и например тонировку оставлял, то немедленно становился в представлении владельца авто и всей прогрессивной общественности продажным мусором и оборотнем в белых крагах, а если не брал и тонировка оставалась на месте ТО, - то козлом позорным и ментом поганым. Короче, - тебе Манька дала? - Нет. - И мне нет. - Вот ведь ..лять-то, а?!
Ну да ладно. Милиция суть контора карательно-фискальная и любить её не обязательно. Никто и нигде не любит. Даже в благословенных США и розово-голубой Эуропе. И не должен.
Так что же мы получили в результате эпохальной инициативы Медведева? Функцию контроля технического состояния автотранспорта с Госавтоинспекции никто не снимал. Только в разы усложнили. Функцию розыска угнанного и похищенного автотранспорта с МВД тоже не снимали. Но тоже усложнили жизнь. Полиции, естественно. И создали дополнительные проблемы для владельцев угнанного авто и добросовестных покупателей на вторичном рынке. Частники имеют задачу получать прибыль, а не бегать искать угнанные авто и сверять номера. И баз у них нет. И с налоговой они не увязаны. И вообще не полиция они, а частники. И тонировку они срывать не станут. Не их это дело. И соответствие стандартам и регламентам проверять не станут. Ибо тогда клиент уйдет к другому частнику. А им проще именно продать диагностическую карту ТО. То есть сделать то, ради искоренения чего все это и затевалось. Не дать гайцам торговать талонами ТО. Причем вопрос контроля и усиления ответственности нечистых на руку гайцев как-то не рассматривался. Предлагалось верить, что «Невидимая Рука Рынка»тмвсе расставит по местам, стоит только передать этот кластер частникам.
Напомню, что проект реформы МВД, вопреки распространенному мнению, готовился не в МВД, а в ИнСоРе, Институте им. Гайдара и ГУ ВШЭ. МВД поставили перед фактом. И приказали выполнять. Несогласных не аттестовали. Генерала-замминистра Смирного, например, посмевшего разложить эту так называемую "реформу" по полочкам и аргументировано доказавшего на 70 листах докладной записки в Администрации президента ее несостоятельность и просто некомпетентность инициаторов, не забыли, не простили - уволили, попутно обвинив в срыве реформы. Все как всегда.
Сократили 0,00...001% гайцев, занятых на плановом ТО. Правда потом сократили на 23% общее число гаишников в соответствии с общим планом реформы МВД. Подавалось так, что высвободившиеся сотрудники немедля бросятся на трассу, станут выезжать на ДТП и так далее... Не срослось. Да и не могло. И на трассе гайцев нет, и посты-пикеты заколоченные стоят (куда обращаться, даже дорогу спросить, а не дай Бог что серьезное - неведомо), и при ДТП по два-три часа сотрудника ждут. Пробки есть, сотрудников нет. Светофор полетел - все - пробка, встали намертво. Ну и так далее. То есть ошибочность решения очевидна. Как всегда у ГУ ВШЭ - гладко было на бумаге...
На стоны граждан и вопли руководителей МВД у ответственных товарищей ответ один: надутые щеки и многозначительное "плохо работаете" и "недостаточно перестроились" (где-то, когда-то уже это было..), не можете соответствовать изменившейся обстановке и организовать. Да как вы вообще работаете до сих пор?! Не соответствуя?
То есть мы и дальше будем лепить эпохальные косяки, а вы соответствуйте и гнитесь, гнитесь..., а мы с вас еще и спросим за наши косяки. Как на последней Коллегии МВД. Практически слово в слово. То, что в результате страдают граждане (хрен с ней с полицией - ей не привыкать), ради которых наши креативщики в лепешку разбиваются и ментов реформируют гражданам же на радость вроде бы.., воспринимается как "сами не знают чего они хочут"(с).
Кстати та же песТня и с вытрезвителями. Ликвидировать ликвидировали, а то что граждане теперь мрут от перепоя в обезьянниках без первой врачебной помощи - виноваты менты. Минздрав, если трезваки и создаст, то их опять-таки охранять надо будет от буйных перепившихся граждан. То есть очередные 0,00...0001% высвободившихся в связи с ликвидацией спецмедслужбы сотрудников (которых немедленно сократили кстати), опять надо направлять для обеспечения деятельности уже минздравовских трезваков. Кто хоть раз задавался вопросом, сколько жизней было спасено сотрудниками СМС, предотвращено преступлений? Сколько находящихся в розыске преступников по дури и пьяни залетало в трезваки? Сколько народу с водкой завязало после первого же посещения этого богоугодного заведения? Опять права человека, свобода лучше несвободы, конечно, оно понятно... как и право по пьяни сдохнуть под лавкой в парке, свобода замерзнуть при - 20 на улице и разнести вдребезги остановку, предварительно начистив чью-то физиономию. Неотъемлемое право стать жертвой банальной кражи, пока валяешься на газончике или засыпаешь заблеванный в метро. Никто ведь не подбирает и предварительно (пусть на глаз) не оценивает физическое состояние и не помещает в палату проспаться...
И опять про повышение "культуры обслуживания " клиентов медвытрезвителей речь не шла ни разу. Как и про усиление мер контроля за сотрудниками - сейчас камеры хоть под койку вешай, хоть на каждой койке. Каждое движение персонала можно контролировать хоть в режиме реального времени, хоть пост-фактум просмотреть, если жалоба поступила. Решили не заморачиваться - ликвидировали службу и все. Проблемы нет. Так у них-то ее и не было. Только в молодости если. А пьющих в нашей стране хоть и поубавилось, да не очень-то. То есть проблема осталась на самом деле. Но разве проблемы индейцев волнуют шерифа?
Про последствия этих и прочих руководящих косяков как-то опять не пишут и не говорят. И не со стыда, а потому что похрен. С полной уверенностью в собственной непогрешимости и правоте. Это не мы плохо придумали, это опять быдло нас не поняло и плохо исполнило гениальные предначертания. А мы что, мы ничего - мы нарисовали, как надо - ну, как на Западе.., с народом просто не свезло.