[показать]В рамках подготовки к Московскому Экономическому Форуму 29 января 2013 г. состоялось заседание Налоговой секции Московского экономического форума, в работе которой приняли ведущие ученые, предприниматели и политики нашей страны.
Участниками обсуждения принят Проект Решения, который предполагается доработать на заседаниях МЭФ, принять в окончательной редакции и направить Президенту и Правительству России для принятия мер.
Прошедшая сегодня Налоговая секция – «прелюдия» к Московскому Экономическому Форуму, который пройдет 20-21 марта 2013 года на площадке МГУ. Форум станет международной экономической экспертной площадкой по выработке стратегических решений и антикризисных программ, направленных на развитие экономической политики России.
Решение налоговой Секции Московского Экономического Форума
Актуальность
Промышленность России не развивается. Рост промышленного производства в 2012 году составил 2,6% против 4,7% в 2011 году. Важнейшим фактором промышленного роста является качество системы налогообложения. Существующая в России налоговая система плохо выполняет фискальные функции и совсем не выполняет стимулирующие, регулирующие и социальные функции. Действующий Налоговый Кодекс Российской Федерации устарел и не отвечает требованиям экономического развития нашей страны. Для перехода с сырьевого на инновационный путь развития России нужен новый Налоговый Кодекс.
Принципы налоговой политики
1. Налоговая политика есть часть экономической (включая активную промышленную) и социальной политики, и постольку должна быть подчинена целям, вытекающим из этой политики.
2. Необходим селективный подход к налогам на бизнес, которые должны быть дифференцированы, в соответствии с задачами экономической политики, по следующим критериям:
а) Приоритет ключевых сфер развития общества:
- развитие человеческого потенциала;
- развитие высокотехнологичных отраслей;
- национальная (в том числе экономическая) безопасность и т.д.
б) Торможение извлечения доходов за счет посредничества и спекулятивных операций.
в) Торможение проедания национального богатства за счет истощения природных ресурсов, деградации основного капитала, упадка человеческих ресурсов нации (интеллектуальных, культурных и т.д.).
В первом случае предполагается введение системы налоговых льгот, в двух других – сочетание повышенного налогообложения за использование всех видов ресурсов со льготами, стимулирующими сбережение и возобновление природных ресурсов, обновление основного капитала, инвестиции в человека и т.п.
3. Создание механизма дифференцированных платежей за национальные природные ресурсы в целях полного изъятия рентных доходов в пользу общества и сведения доходов в ресурсодобывающих отраслях к нормальной предпринимательской прибыли.
4. Формирование системы социальных налогов с целью смягчения социального неравенства, содействия созданию равных стартовых позиций для каждого человека и поощрения развития человеческого потенциала. Изъятие значительной доли сверхвысоких доходов является признанной мировой практикой. Социологические исследования показывают, что после определенного порога рост личных доходов перестает играть существенную стимулирующую роль в развитии производственной и творческой активности человека.
5. Применение контроля за соотношением доходов и расходов не только для государственных чиновников, но и для всех категорий налогоплательщиков.
6. Концентрация использования основных ресурсов налоговых поступлений не на охране существующего порядка, а на целях экономического и социального развития.
7. Прозрачность формирования и применения как всех видов налоговых и неналоговых сборов, так и всех видов бюджетных выплат. Эффективность сбора налогов стоит в прямой зависимости от того, насколько налогоплательщик уверен в рациональности расходования собранных средств.
8. Участие гражданского общества в обсуждении и принятии налоговой системы.
9. Проведение «деоффшоризации»: принятие системы мер по предотвращению вывода капиталов и личных доходов из-под налогообложения.
10. Включение налоговой политики, разрабатываемой на основе предложенных направлений, в качестве органической составной части в единую программу по экономическому и социальному развитию страны.
Предлагаемые первоочередные меры
Налог должен обеспечивать справедливое распределение доходов и, тем самым, способствовать росту покупательского спроса. Доходы в размере до 15 000 руб./мес. следует освободить от уплаты НДФЛ в качестве необходимой меры социальной защиты. Для доходов от 15 000 руб./мес. до 250 000 руб./мес. ставка налога - 13% (основная часть населения России, включая «средний класс»). Для доходов от 250 000 руб./мес. до 1 000 000 руб./мес. ставка налога должна быть 30%. Свыше 1 000 000 руб./мес. – 50%. При нормальном администрировании эта мера даст бюджету дополнительно не менее 3 трлн. руб.
Поступления в бюджет при этом существенно возрастут, т.к. сегодня более половины создаваемой в России добавленной стоимости НДС не облагается. К тому же, благодаря снижению ставки налога, многие выйдут из «тени» - реальная собираемость НДС сегодня не превышает 25%.
Эта мера позволит увеличить реальную зарплату сотрудникам в этих секторах примерно на 30% и повысит конкурентоспособность инвестиционную привлекательность предприятий. Первоначальные потери доходов бюджета не превысят 3%. В дальнейшем гарантирован рост доходов за счет увеличения налоговой базы и выхода предприятий из «тени».
Установить амортизационную премию на инвестиции (освобождение от налога на прибыль, если прибыль потрачена на покупку оборудования, модернизацию) в размере 100% для малых предприятий и 50% – для средних и крупных. Упростить режим зачета амортизационных премий.
Расширить понятие НИОКР для целей налогового учета, включив также приобретение необходимых приборов и материалов, обучение специалистов и их заработную плату в рамках проекта.
Существующие налоговые ставки не обеспечивают роста и развития предприятий.
Освободить от уплаты налогов все предприятия несырьевого производства Сибири и Дальнего Востока.
Оставлять регионам до 50% всех собираемых налогов (в зависимости от уровня их экономического развития), что повысит их заинтересованность в развитии реального сектора экономики. При этом не менее половины региональных налогов оставлять муниципалитетам.
Годовой экспорт российской нефти составляет примерно 250 млн. тонн (около 1,8 млрд. баррелей). При цене 110 и более долларов за баррель и при себестоимости добычи одного барреля менее 5 долларов, бюджет нашей страны мог бы получить напрямую без волокиты со сбором налогов и акцизов около 200 млрд. долларов или около 6 трлн. руб.
Сегодня налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства составляют до 9% выручки хозяйств. Выпадающие налоги не являются существенными для бюджета государства (порядка 1,5%) и могут быть скомпенсированы за счет резервных средств, а также роста поступлений от смежных отраслей.
Оценивать недвижимость (земля плюс все, что в нее «вложено») – первоначально по самооценке, в дальнейшем контролируя эту самооценку через цену перепродажи, с взиманием налога по ставке до 90 % от суммы «надбавки» к стоимости по самооценке, и также с правом для государства, в случае необходимости, выкупа объекта недвижимости по объявленной его собственником цене.
Налоговый и бухгалтерский учет заменить единым учетом. Объем налогового отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию сократить до 1-3 страниц
Достигаемые цели и результаты
Реализация предлагаемых рекомендаций позволит существенно увеличить доходы бюджета и обеспечить решение задач, поставленных в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному собранию России. В том числе:
- обеспечить ежегодный рост ВВП в размере не менее 5-6 процентов;
- создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест;
- подняться в мировом рейтинге по предпринимательскому климату со 120 на 20 место;
- обеспечить развитие и востребованность человеческого потенциала;
- возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров
Источники восполнения выпадающих доходов:
- рациональное перераспределение налоговой нагрузки;
- усиление борьбы с воровством и коррупцией;
- рациональное использование средств Резервных Фондов;
- сокращение числа имиджевых суперпроектов;
- развитие промышленного производства.