Когда двенадцать бьют часы в полночный час,
Мы будто оживаем.
Настроен клавесин. Под менуэт сейчас
Давайте помечтаем.
Я вижу снова в блеске зал,
Улыбки дам, как яркий свет.
Оркестр пленительно играл
Красивый модный менуэт.
Я, словно роза, так свежа,
На вас камзол огнём горит,
Шептали вы мне, чуть дыша:
«Танцуем – раз, два, три».
(Л. Марченко)
Jean-Antoine Watteau (1684–1721) The Shepherds
Nicolas Lancret (1690 - 1743) Le Menuet
Nicolas Lancret (1690 - 1743) Le Menuet
Nicolas Lancret (1690 - 1743) Le Menuet
Daniel Niklaus Chodowiecki ( 1726 – 1801) Minuet in the park
Giovanni Domenico Tiepolo (1727—1804) Minuet
Giovanni Domenico Tiepolo (1727—1804) Сцена карнавала, или Менуэт
Giovanni Domenico Tiepolo (1727—1804) Minueto de Carnaval
Giovanni Domenico Tiepolo (1727—1804) The Minuet
Giovanni Domenico Tiepolo (1727—1804) Minuet with Pantaloon and Colombine, from the Room of Carnival Scenes
Johann Zoffany (1733–1810) The Minuet
Jacques Sébastien Lе Clerc (1734-1785) Le Minuet
Jean Pierre Norblin de la Gourdaine (1745 - 1830) Minuet in the Garden
François Louis Joseph Watteau (1758 – 1823) The Minuet under the Oak Tree
МЕНУЭТ (от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественник менуэта — амене.
Около 1650 года при Людовике XIV стал популярнейшим придворным танцем («король танцев и танец королей» — так о нем говорили), а затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I).
Основной чертой исполнения менуэта, который толковался даже как танцевальное объяснение в любви, являлась чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность. Обучались менуэту долго, так как очень трудно давалась манера исполнения. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо», — так резюмирует общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века. Размеренные, маленькие шаги (pas menu) соединялись с плавными приседаниями, перемежаясь чопорными реверансами. Руки, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями, подтянутый корпус, приподнятая голова, строго выдержанные позы придавали менуэту красоту и торжественность.
По своей форме и содержанию отвечал придворно-аристократическому стилю XVII — XVIII веков, что подтверждают свидетельства современников. «Танцующих бывало немного, потому что менуэт был танец прeмудреный: поминутно то и дело или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтобы его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться» («Рассказы бабушки» — «Русский вестник», М., 1878).
Менуэт оставался самым популярным танцем в среде европейской аристократии вплоть до конца XVIII века, как выражение «галантности, грации и изящества» движений человечества тела, освобожденного от тяжелых одежд феодальных времен. В эпоху французской революции теряет свою популярность, на смену ему приходят другие, более простые и общедоступные танцевальные формы.
John Everett Millais (1829-1896) The Minuet
Frederick Hendrik Kaemmerer (1839-1902) The minuet
Lucius Rossi (1846-1913) The Minuet
Francesco Brunery (1849 – 1926) The Minuet
Francesco Brunery (1849 – 1926) The Minuet
Duncan McKellar (1849–1908) The Minuet
Jennie Augusta Brownscombe (1850–1936) Colonial Minuet
Tom Roberts (1856–1931) Practicando el minueto: Miss Hilda Spong
Eduardo Leon Garrido (1856-1949) Minuet
Elizabeth Adela Forbes (1859 – 1912) The Minuet
Edward Percy Moran (1862-1935) George Washington Dancing the Minuet with Nellie Curtis in his Mt.