Летающий бог. Шумеры.
В мифах о Перуне мы можем проследить четкую аналогию с мифами других древних народов.
В шумерском эпосе о Гильгемаше, в мифах о Геракле, в древнеармянских мифах о Вахагне, в хеттском мифе о Тешубе – рассказывается о подвигах этих героев, которые они совершали, побеждая дракона. Все они являются сынами Великих богов. Каждый из них сражался за добро, за правду со злом.
В Древней Месопотамии Орел был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции — Зевса (ср. изображение Зевса в виде Орел на Крите), в Риме — Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ Орла был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения Орла на шаманской одежде) и культурного героя. Одним из главных подвигов Орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно Орел помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке.
В шумеро-аккадской традиции символ солнца, атрибут бога войны Нинурты (Нингирсу), а также Ашшура, ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизирует Нергала, божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. Как посредник между богами и людьми в мифах выступала птица Анзуд, представляемая в виде орла с львиной головой.
Но это только одна грань этих мифов. Вторая грань – космологическая. Каждый из этих сынов-бога, победив, становился на место своего отца бога и сам становился Богом. В этом великий смысл этих легенд. То, что одна эпоха сменяет другую и соответственно Бог предыдущей эпохи (отец) уступает место новому Богу – сыну.
Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы Орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и Орел дружили, но затем стали врагами после того, как Орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей. В эпосе Гильгамеша, как и в типологически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, Орел связывается с вершиной древа мирового, а змея связывается с его корнями.
Сходное представление реконструируется для общеиндоевропейского на основании сопоставления древне-исландской традиции с древнеиндийской (ведийской). Предполагается, что в древнеюжноаравийских изображениях борьбы Орла со змеей Орел воплощает солнечное божество, а змея — смертоносное начало, связываемое с луной. В древнеамериканском мифе о происхождении миштеков рассказывается, что двое детей богов по имени «Ветер-девять-змея» и «Ветер-девять-пещера» превратились соответственно в Орла и крылатого змея, после чего в качестве культурных героев принесли первые жертвы богам. Согласно мифу о первоначальном переселении ацтеков, имя Орла-змея (Кецалькоатль) было у одного из четырёх предводителей ацтеков. Два наиболее распространённых мифологических символа животных — самого мощного в мире зверей — льва и самого сильного в царстве птиц — Орлов нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового Орла (орлиного льва); ср. Анзуд. В Древней Мексике названия групп воинов-Орлов. и воинов-ягуаров, наоборот, противопоставлялись по деталям культа. В Ветхом завете в видении Иезекииля выступает гибридное крылатое существо, имеющее лики Орла, льва и быка.
Образ Орла, связанный с космогоническими представлениями и с мифом о культурном герое, чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родоплеменного общества, а также древнего мира (особенно Передней Азии). В Древней Греции Орел (иногда с Перуном в когтях) — важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния восточных культов) дополнительное значение солярного символа. Искусство Возрождения и последующих эпох отразило традиционные мотивы античной мифологии (Орла, несущий Ганимеда, у Рембрандта).
Образ двуглавого Орла, представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметричной) структуры многих архаических мотивов, связанных с Орлом, позднее становится весьма популярным в искусстве (уже в древней Малой Азии в хеттский период) и в геральдике. Геральдическое значение Орла характерно ещё для Шумера (Орел с львиной головой), боевая инсигния Древнего Рима, изображение Орла (белый, чёрный, одно или двуглавый) в государственной геральдике Византии, Польши, Германии и других стран (двуглавый Орел— важнейшая составная часть герба царской России).
Переходящая ещё из древнего мира традиция совмещения в единой композиции полярно противоположных символов — Орла и змея - символа добра и зла олицетворяет единство добра и зла, темного и светлого, солнечного и лунного. В то же время это смена эпох, и символ единения низкого человеческого и божественного.
Наряду с символом орла в геральдике пользовался и символ змея, дракона.
В древних мифах и легендах народов Европы дракон обычно выступает символом и носителем зла. Персы же, парфяне, скифы носили изображение драконов на своих боевых штандартах; через много веков викинги рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов, дабы вселить ужас в неприятеля. У римлян дракон был значком когорты (как орел — значком легиона), а от них символ дракона перешел в европейскую средневековую геральдику.
В героическом эпосе, мистических легендах и старинных преданиях рядом с драконом, символом зла, всегда появляется борющийся с ним герой, посланец добра. В доблестных поединках с драконами прославились Беовульф, Сигурд (Зигфрид), Ланселот, самыми знаменитыми драконоборцами были архистратиг Михаил, поразивший дракона-сатану, и святой Георгий Победоносец.
У греков и персов этот символ был посвящен Солнцу, так как это символ высоты духа, отождествляемого с Солнцем, царем звезд. В разных традициях его рассматривали как священную эмблему Верховного божества - Одина, Зевса, Юпитера, Митры. Его жизнь освящена солнцем: считалось, что орел способен долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. В связи с этим орел олицетворяет вдохновение, высоту духа, который в состоянии взмыть к Небесам. Орел, летающий среди грома и молний - это символ подлинной смелости, способности преодолевать трудности. Поединок орла с драконом или змеей отображает победу духа и интеллекта над материей, низшими силами, инстинктами. В этой схватке орел олицетворяет солярные силы, добро, а змей - силы хтонические, зло. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей - неявленную тьму, а вместе они составляют космическое целое, соединение духа и материи. Орел связан со стихиями воздуха и огня; он царь в воздушном пространстве, как лев - царь зверей на земле. Птица посвящения, посланник богов, он соединяет земную и небесную сферы.
Как видим сегодня истинный смысл символа двуглавого орла забыт, стерт из памяти. Осталось только искусственная, поверхностная интерпретация его как воплощения победного духа и патриотизма…
Двухголовый, двукрылый образ на печати из Персеполя.
Крылатые зооантропоморфные образы на печати из Персеполя
Крылатые гении, охраняющие божество ( Сирия, Х в. до н.э.)
Крылатые сфинксы охраняющие дерево жизни (Х.век до н.э. Могила Энкоми_Аласса)
Ассирийский крылатый гений (гриффон) и рельеф из дворца Ашшур-нацирапала 11 из Нимруда (1Х век до н.э.)