• Авторизация


Пришел, увидел... Взял! 16-06-2010 12:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ребенок взял чужую вещь... Во многом только от родителей зависит, повторится ли это еще раз. Многие родители, столкнувшись с детским воровством, начинают паниковать. Их волнение и страх вполне понятны, ведь каждый считает своего ребенка самым-самым. И вдруг - проблема, о которой и говорить-то как-то неловко и стыдно. В голову сразу же начинают лезть мысли об испорченности любимого чада и о его криминальном будущем. Но, как ни странно, воровство в детском возрасте - не такая уж редкость, и с ним, так или иначе, сталкивается практически каждая семья. Конечно, воровство нельзя считать делом обычным и ни в коем случае не следует закрывать глаза на эту проблему. Однако хвататься сразу за ремень или устраивать ребенку словесный «разнос» - тоже не выход. Важно не спешить с выводами и выносить ребенку приговор, а постараться спокойно выяснить все возможные причины проступка.

Маленькие детки - маленькие бедки. Если ребенку 2-3 года, то родителям не имеет смысла затевать долгие нравоучительные беседы. В этом возрасте у детей пока еще нет разделения на «свое - чужое», мир крутится только вокруг него. Нередко где-то в песочнице или в гостях можно наблюдать одну и ту же сцену: ревущего ребенка, судорожно цепляющегося за понравившуюся чужую игрушку и растерянного родителя, пытающегося во что бы то ни стало ее вырвать. Бывает, ребенок втайне от родителей сует понравившуюся игрушку в карман и на следующий день после похода в гости мама или папа ее там обнаруживают. Навряд ли это можно назвать воровством, но и делать вид, что ничего не случилось, тоже не стоит. Лучше четко дать понять, как это плохо - брать чужое.

У дошколенка уже начинают формироваться нравственные привычки, однако это еще не значит, что они закрепились. Конечно, это уже не те несмышленыши, что были раньше - дети достаточно четко различают, где «мое», а где «не мое», у них формируется понятие о личном пространстве и личной собственности. Так что воришка берет чужое вполне осознанно, уже понимая, что его могут за это наказать. Но и в этом возрасте случающиеся кражи у ребятишек - грех небольшой. Порой им так трудно бывает обуздать свою импульсивность, поэтому желание иметь заветный предмет берет верх над тем, у этого проступка могут быть отрицательные последствия.

Ребенок постарше ворует потому, что ему бывает трудно на свое «хочу» самому себе сказать» «нельзя». Это связано с недостаточным развитием воли - детям так трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

По мере роста ребенка усложняется и проблемы, связанные с воровством. Если в раннем возрасте это случайный неприятный эпизод, то у подростка - осознанный шаг или вредная привычка. Но даже в этом возрасте совсем не значит, что подросток - конченный человек. В чем же причины воровства?


Почему сорока стала воровкой? По мнению психологов, детское воровство - это проявление недостаточного развития моральной и волевой сферы (например, сильное желание владеть чем-то вопреки «голосу совести»). И сильно ошибаются те из родителей, кто считает, что в воровстве ребенка нет их вины - «плохому» научить может кто угодно, но только не они сами. В данном случае важно понимать, что дети никогда не идут на такое серьезное «преступление» без особой на то нужды. Если в семье есть любовь и взаимопонимание, нет дефицита положительных эмоций и чувств, исходящих от родителей, то ребенку незачем привлекать к себе внимание таким нестандартным способом. Именно наличие каких-либо психологических проблем и при этом недостаток положительного внимание со стороны родителей можно считать основной причиной воровства. Плюс возраст и пробелы в воспитании - ребенок не знает в силу возраста, что такое собственность или не может поставить себя на место потерпевшего или на место сгорающих от стыда родителей.

Мотивов у детского воровства может быть множество. Это и обычное стремление сделать «хорошо» себе - желание обладать какой-нибудь игрушкой, или такой вот своеобразный «крик о помощи» своим родителям, или даже подсознательная тяга наказать обидчика или обидчиков, в ситуации, когда ребенок растет в атмосфере запретов и жесткого контроля. Кроме того, при помощи украденного ребенок, возможно, хочет сделать приятное значимому для него человеку, тем самым «заплатив» за дружбу с ним. Те же корни имеет воровство «за компанию» с другими детьми, более свойственное детям старшего возраста - ведь для них так важно делать как все, не быть «белой вороной» среди друзей. Не нужно забывать и о таком неприятном факте, как вымогательство - вполне может быть, что ваши сын или дочь стали жертвами элементарного шантажа со стороны старших ребят.

Бывает, что за воровство родители принимают поведение ребенка, которое никакого отношения к краже не имеет - например, когда ребенок на деньги класса покупает себе шоколадки и жвачки. В этом случае надо беспокоиться по другому поводу - видимо, у вашего ребенка не достаточно развито чувство ответственности.

Конечно, существует и болезненное проявление подобного поведения - клептомания (от греч. "klepto" - похищаю и "mania" - безумие). Это психическое заболевание, связанное с удовлетворением (навязчивым) от кражи. Оно может быть следствием невроза. Однако такое заболевание встречается не так и часто.

Клептомания - неодолимое влечение к кражам, не вызванное житейской необходимостью или материальной выгодой. К. у детей наблюдается крайне редко, главным образом при психопатиях и психопатоподобных состояниях как нарушение сложных влечений. Следует отличать К. от краж блестящих , красивых вещей сладостей, дерен для получения удовольствия, наблюдающихся у инфантильных детей, от подростковых краж ради престижа, не относящихся к патологии. (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - Питер, 1999).

Помощь без спешки. Многие родители не знают, как следует реагировать на то, что их ребенок оказался воришкой. Наказывать или сделать вид, что ничего не случилось? Хороший способ понять, как лучше отреагировать на пикантную ситуацию - представить, каким способом вы можете заставить своего или чужого ребенка совершить кражу. Можно выработать несколько стратегий, а потом выработать обратную стратегию взаимодействия с ребенком. Она может быть очень простой - не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось. Безусловно, родителям следует отреагировать и на само воровство и на причину, его вызвавшую. Вопрос - как?

Малышу следует спокойно объяснить, что есть свои, а есть чужие вещи. И брать чужие вещи очень плохо и некрасиво. Потому что знание о том, что брать чужое - это нехорошо, не является врожденным. Ребенок так и будет продолжать брать чужое, если родители не объяснят ему, что это плохо. Возможно, ребенок пропустит ваши слова мимо ушей и в следующий раз вновь возьмет чужую игрушку. Но, скорее всего, объяснения самых родных и любимых людей окажутся действенными. С ребенком постарше, каковы бы ни были причины, родителям следует соблюдать несколько непреложных правил.

Во-первых, ни в коем случае не следует навешивать на ребенка «ярлыки», называя его вором и предрекая ему криминальное будущее. Во-вторых, постараться избежать сравнения с другими детьми или самим собой, что то вроде: «посмотри, как хорошо ведет себя мальчик Петя, а за тебя приходится только краснеть». Также, не следует «пережимать», объясняя ребенку его вину. Да, он совершил ошибку, но если давить на него, то в будущем он будет утаивать от мамы и папы абсолютно все поступки, которые считает «стыдными». И ни в коем случае в будущем нельзя возвращаться к совершенному проступку - вряд ли бесконечное «зудение» родителей об испорченности ребенка поможет взаимопониманию и убережет от воровства.
В любом случае важно помнить, что многие жизненные ситуации обратимы, поэтому не стоит паниковать. Главное - найти способы их психологически грамотно исправить.

Как утверждают психологи, в поведении ворующих детей, как правило, проявляются две тенденции. Если пространство, которое ребенок выделяет как свое, ничтожно мало (стул, карнадаш, игрушка), то он ведет себя по отношению к другим очень пассивно, не проявляет собственных интересов, не желает заявлять свою позицию (да и есть ли она?). В поведении таких ребятишек полностью отсутствует здоровая агрессия, они незаметны и аутичны. Другая крайность - непомерное расширение своих границ, когда дети заполняют свое личное пространство общими вещами. Такие дети, напротив, очень агрессивны, экспансивны, постоянно пытаются доминировать. Но, фактически, это не две тенденции, а одна - отсутствие действительно своего пространства.

Что же делать, если ребенок замечен или заподозрен в краже?

Подавить в себе возникшую эмоцию
Не реагировать на воровство, как если бы была реакция на воровство взрослого.
Реакция гнева ведет к повторному воровству
Найти (обязательно!) причину.
Нельзя угрожать ребенку, запугивать наказанием посредством власти, так как это может стать причиной новых страхов
Найти способ нивелировать кражу (рассказать историю, как мальчик 5 лет вернул (подложил) вещь на место).
Вызвать ребенка на откровенность.
Не разглашать обстоятельства кражи (не обсуждать публично, не высмеивать, не набрасываться всей семьей на ребенка)
Научить ставить себя на место потерпевшего (это важно, так как к возрасту 6 лет формируется совесть)
Активность ребенка направить в нужное русло
Подумать о своем поведении (скорее всего в семье может быть пример того, что родители несут вещи с работы или совершают какие-то операции с деньгами не совсем честные и хвастаются этим).
Комментарий. Проблема детского воровства актуальна сегодня, была и будет актуальна во все времена. Как верно подметил автор статьи, попытки украсть что-либо, взять чужую вещь являются нормальным поведением для детей определенного возраста. Речь идет, прежде всего, о раннем дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок лишь осваивает возможности окружающего мира и собственные возможности в нем. Он учится методом «проб и ошибок», и если он попробовал взять понравившееся чужое (игрушку, красивый фломастер и пр.), а родители не пресекли эту попытку, то скорее всего он возьмет чужое и в следующий раз, уверенный в том, что так поступать можно. Ведь все что не запрещено - разрешено. И в данном случае, ответственность за поведение ребенка полностью лежит на родителях, которые выполняют или не выполняют свою воспитательную функцию. Задача родителей в этот период - привитие ребенку морально-нравственных норм. Ребенок очень твердо должен знать - чего делать, ну уж точно, никак нельзя!

Совсем другое дело - воровство (единичное, или, периодически проявляющееся) у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что они совершают «плохой поступок». И в какой-то степени, осознают, что совершают сделку со своей совестью. Попытки воровства у детей в данном возрасте - это сигнал для родителей, требующий немедленной реакции. Как правило, воровство в этом возрасте свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка, о котором он не заявляет прямо, но пытается разрешить доступными ему способами. Возможно, совершая асоциальный поступок, ваш ребенок неосознанно стремится привлечь к себе внимание, как бы сигналит: «Обрати на меня внимание, у меня не все в порядке», либо, отчаявшись, предпринимает вот такие неуклюжие попытки удовлетворить свои насущные потребности (не материальные потребности, а потребность чувствовать себя счастливым, ведь в детском возрасте представление о счастье бывает связано с возможностью купить себе гору сладостей и угощать ими детей со всего двора). В конце-концов, существует точка зрения, что, заимствуя вещь у более «счастливого (успешного, удачливого)» ребенка, маленький воришка заимствует его счастье. Он просто хочет быть счастливым, радоваться, чувствовать себя полноценным. Задача родителей в этом случае, не только провести «воспитательную беседу» со своим чадом, но и постараться самим понять, в чем их ребенок ущемлен, чего ему в жизни не хватает, и, обсудив это с сыном или дочерью, начать исправлять ситуацию.

Напоследок хочется сказать очень важную, на мой взгляд, вещь: «В гармоничной семье, где удовлетворяются потребности и нужды каждого члена, от мала до велика, никогда не вырастают дети-пресупники, наркоманы, алкоголики. В гармоничной семье ребенок вырастает сильным, уверенным в себе, полноценным членом общества!»

Кабирова Альфия, психолог
http://ms72.ru/articles/65.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пришел, увидел... Взял! | dgati - | Лента друзей dgati / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»