Советы писателю.
- Техника создания параллельных историй. Автор развивает одновременно несколько сюжетных линий, разрезает и монтирует заново, как киноленту. Некоторые сцены нужно разбить на кадры, чтобы лучше представить себе, как все происходит, а затем подробно описать эти кадры, чтобы и читатель увидел то же, что видит автор. "Mise en abyme"- это художественный прием, заключающийся в том, что одно произведение помещают внутрь другого. Речь здесь может идти об истории, рассказанной внутри другой истории. Как бы ни применялся прием "mise en abyme", он всегда оставляет ощущение головокружения, создавая одну или несколько второстепенных систем, спрятанных в основной.
- Не заниматься решением всех проблем. Обходить их. Во что бы то ни стало идти вперед. Герой обходит проблему, оставив ее без решения, и начинает заниматься другими делами.
- Два принципа. В поступках героев раскрывается их внутренний мир. Понять, кто ты есть на самом деле, можно только столкнувшись с каким-нибудь препятствием. Действие позволяет описать характер гораздо нагляднее, дать более сильные образы. Обратное: внутренний мир героев определяет их поступки. Если очень подробно, очень точно описать характер персонажа, его психологические особенности, внешность, прошлое, надежды, страхи, чувства... Словом, тогда он однажды освобождается от власти своего создателя. Персонажи могут существовать самостоятельно, и вы не должны будете указывать им, как поступить или когда выйти на сцену. Если вы полно и подробно опишете героя, рано или поздно должно произойти маленькое чудо: ваш персонаж удивит вас, он будет вести сюжет к таким поворотам, о которых вы даже и не задумывались. Но чтобы это произошло, вы должны продумать все до мелочей. Вы должны знать все особенности его личности. Знать, как он воспринимает мир, даже если он делает это шиворот-навыворот, знать все его мании, фобии, печали, радости. Знать, что причиняет ему боль, о чем он лжет, что предчувствует. Чем подробнее описан персонаж, тем дальше он может отойти в своем развитии от исходной модели.
- Противоречия. Герой должен быть полон противоречий. Например, ему наносят рану, и он учится держать удар, становится сильнее. Он должен добиться успеха потому, что потерпел поражение. Это сложная личность, о многих сторонах своего характера он и сам не догадывается. Он будет удивлять неожиданными поступками. Таковы люди. Если это женщина, то она будет истеричкой, но с отлично развитой интуицией. Ведь ты можешь сам определить, насколько взбалмошной ей быть. И насколько сильна ее интуиция. Но тут следует соблюдать осторожность: интуиция может оказаться ее слабым местом, недостатком, а истерики - сильным. Персонажей нужно без конца описывать. Постоянно их рисовать. Вспоминать их прошлое, испытания, выпавшие на их долю, боль, которую они пережили. И противоречия! Чем больше противоречий, тем лучше. Как в майонезе. И тогда вы получите удивительное преимущество: создавать из ничего живое самостоятельное существо. Вам не нужно будет придумывать сюжет. Ваши герои придумают его за вас.
- От малого до великого. Ведь каждый может стать писателем, у каждого есть талант, нужно только осмелиться и позволить ему проявиться. Не оценивайте себя. Забудьте придирки родителей и нотации преподавателей. Позвольте вашему воображению вырваться наружу. Начните с небольших историй, рассказывайте их вашим друзьям, постепенно переходите к более крупным вещам. Творить, не боясь осуждения.
- Узнать мир, чтобы рассказать о нем. Это кажется необходимым условием писательского труда. Кошмарные новости современного мира нередко могут являться подпиткой вдохновения – ведь всякие террористические акты, убийства вызывают ярость и отвращение. Посещать разные места, будь то город в Италии или просто ясли, лицей, тюрьма, сумасшедший дом, дом престарелых, хоспис или морг. Наверное, поэтому большинство писателей идут в журналистику.
- Рецепты или искусство писать книги. В любом хорошем романе есть видимая и невидимая части. Невидимая состоит из "скрытых ингредиентов", которые исподволь питают сюжет. Всего их три:
1. Волшебство
2. Хорошая шутка
3. Инициация
В видимой части тоже три составляющих:
1. Загадка
2. Любовная история
3. Малоизвестное научное открытие
- Живое существо. Это как с рецептом какого-нибудь блюда, или нет, как с рецептом создания живого существа. У каждого есть сердце, мозг, половые органы, но все при этом не похожи друг на друга. Так же и у видимой части романа есть голова, тело, ноги, но все это может выглядеть по-разному. Разный цвет кожи, разный рост и вес, узкие глаза или пухлые губы и так далее... Написать роман - все равно, что создать живое существо. Сначала появляется скелет. Намечается сюжет, его развитие, интрига, неожиданная развязка. Это грубый набросок, он не всегда выглядит привлекательно, но в нем уже все заложено. Именно это позволит истории, которую вы собираетесь рассказать, твердо стоять на ногах. Затем формируются внутренние органы - нужно написать несколько главных, захватывающих сцен. - А волшебство, шутка, инициация? Обязательно, так же, как и характеры героев. Все это позволит истории не топтаться на месте. Итак, органы: это и внезапные повороты сюжета, любовные сцены, неожиданные признания. Потом мышцы. Это уже не такие яркие сцены, но они необходимы для развития сюжета. Дальше - кожа, которая покрывает все. Когда вы читаете, вы видите только кожу, так же, как, глядя на вас, я вижу только кожу лица, но если бы у вас не было скелета, вы бы валялись на земле бесформенной кучей. Любой, кто что-то создает, самим этим актом творения становится богом.
- Свобода мысли. Иди как можно дальше в поисках, не бойся рисковать, не ставь себе ограничений. Только так ты станешь особенным, неподражаемым. Придумывай невероятные ситуации, необыкновенных, оригинальных персонажей. Не бойся, что получится "слишком", не бойся шокировать. Все, что сегодня критики называют "отвечающим духу времени", они сами же завтра назовут старомодным. Прокладывай свою собственную дорогу, не похожую на другие. Не старайся быть модным. Диктуй свою моду.
- Нюансы. Доводить в романе ситуации до абсурда, до смешного. До экстравагантного. Когда заходишь слишком далеко, сюжет разваливается, как карточный домик, построенный наспех. Вавилонские башни. Начинать снова, и снова, и снова. Стараться применять правило: внутренний мир персонажей определяет их поступки, а не наоборот. Сразу чувствуешь, что стал писать по-другому. Более медленно и тяжело, но текст получается более глубоким. Сильнее углубляться в психологические нюансы.
- Изменения в характере. Дело не в актерах. Дело в сценарии. Они показались вялыми, потому что их персонажи были никакими, словно брикеты замороженных овощей. Все было ясно с самого начала. Можно было точно сказать, что будет в каждой следующей сцене. Быть непредсказуемым - это минимум вежливости, которой читатель вправе ожидать от автора. Например, в этом фильме было совершенно очевидно, что главный герой победит. Найдет сокровище и поцелует принцессу. В нем не было ничего противоречивого. На протяжении всего фильма он оставался совершенно одинаковым. Настоящий, хороший персонаж романа меняется, сам сюжет заставляет его меняться. Это как маятник. Эгоист становится щедрым. Трус становится храбрецом. Скромный и тихий поднимается на царский трон. Он меняется. Именно поэтому рассказанная история оказывает терапевтический эффект на зрителя или читателя. Она показывает, что и он может измениться. Его недостатки тут не помеха. Они даже могут стать преимуществами. Настоящий герой не должен быть однозначным, мы всегда должны предполагать, что он может потерпеть неудачу или перейти на сторону негодяев. Пусть принцесса откажет ему, пусть его близкие подозревают его в преступлении. Все как в жизни. Ведь принцессы не соглашаются спать с первым встречным. Те, кто рядом с героем, не только не помогают ему, они из зависти создают массу препятствий у него на пути.
- Этапы. Первый этап. Идея может появиться откуда угодно и когда угодно, из музыки, во сне… Главное за нее ухватиться – обдумать, записать и не потерять. Второй этап - это поиск. Поиск места развития событий. Поиск подходящих имен для героев. Третий этап. Чтобы сформировать героя надо тщательно его описать и тогда он оживет (см. выше) Он сможет разговаривать с тобой, жить своей жизнью и постоянно быть с тобой независимо от тебя – спишь ты или занимаешься своими делами, будешь слышать маленькие голоса в голове. Четвертый этап – сам процесс написания. Лично из моего опыта: для меня построение предложений и использование слов составляет особую часть моего писательского труда. У меня это уже на автомате, я сразу чувствую где что-то не так. Выбор слов. Например «я прямо чувствую» или «я сразу чувствую», ведь предложение приобретает уже слегка иной смысл, так как оно уж слишком зависит от значения составляющих слов. Синонимы. Одно из важнейших правил – не повторяться. Надо заменять слова, то есть подбирать синонимы. Несколько примеров: тут и здесь; то и там. Задавать вопросы. Кто Алиса? Пол – девочка. Социальный статус – принцесса/падчерица/школьница и т.д. Получается великое множество ответов-синонимов. Алиса – она, девочка, принцесса. Эти слова должны чередоваться, чтобы избегать повторов. Но бывают исключения. И еще один момент. Правило повтора. Повтор какого либо слова надо употребить лишь через одно предложение, а если это слово будет использоваться в двух предложениях подряд, то повторение будет наглядно, то есть уж слишком заметно. Существует такая хитрость. Если повтор неизбежен, то в этом случае следует поместить рядом яркий эпитет, чтобы привлечь все внимание читателя к этому прилагательному. Построение предложений. Как правило, короткое предложение предшествует длинному. Обычно короткое определяет тему абзаца, а длинное – развитие темы. Чередование предложений. Рассмотрим абзац от «первый этап» до слов «сам процесс написания». Здесь я использовала простое чередование вот таким вот образом. Тут используется два вида – где основная мысль отдельна от ее развития (первое-второе и седьмое-восьмое предложение) и где главная мысль вместе с отраслью развития (четвертое и десятое). Наверное, это мое «писательское чутье».
Итак, процесс написания состоит из четырех этапов:
1. Идея.
2. Поиск.
3. Формирование.
4. Написание.
Эти этапы писательского искусства самые основные и очень важны.
____________________
Переработаны советы от Бернара Вербера, Стефани Майер и от меня (прим. автора)