Лао-Цзы родился в 604 году до Р.Х. в местечке Кеку-Зин, близ современного Пекина. Его настоящее имя было Ли Эр, но современники прозвали его Лао-Цзы, что значит "престарелый философ". О его жизни известно очень немного; достоверно известно лишь то, что он служил в императорском архиве - факт, говорящий о его высокой образованности. Именно здесь в 517 году произошла знаменитая встреча Лао-Цзы с Конфуцием, описанная историографом Си-ма-цзянь: “Лао-Цзы был историографом при государственном архиве Чжоуской династии и на вопросы посетившего его Конфуция о церемониале (играющего важную роль в конфуцианстве) отвечал: “люди, о которых ты говоришь, уже давно истлели, и лишь их слова сохранились” и ещё: “я слышал, что хороший купец умеет так глубоко зарыть свои сокровища, словно их у него и нет. Доблестный и добродетельный должен по внешности казаться бесхитростным. Оставь, о друг, свое высокомерие, разные стремления и мифические планы: всё это не имеет никакой цены для твоего собственного я. Больше мне нечего тебе сказать!” Конфуций отошёл и сказал своим ученикам: “Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичина бегать... Но как дракон устремляется по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао-Цзы и думаю, что он подобен дракону”.
“Лао-Цзы прилежал к пути дао и добродетели; его учение ставит себе целью оставаться безымянным в
неизвестности”. Наверное поэтому нам почти ничего не известно о жизни самого мудреца. “Прожив долгое
время в Чжоу и узрев упадок династии, Лао-Цзы удалился. Когда он добрался до пограничного перевала, то смотритель этого горного прохода сказал ему: “Вижу, господин, что ты удаляешься в одиночество, прошу
тебя, запиши для меня свои мысли в книгу”. И Лао-Цзы написал книгу, трактующую о пути (дао) и
добродетели. Потом он удалился и никто не знает, где он кончил жизнь.” Так говорит легенда о
происхождении книги “Дао Де Дзин”("Книга о Дао"), , состоящей из 81 главы и составляющей основу даосизма.Текст книги мало похож на научный трактат, он написан в поэтической форме, с соблюдением всех законов стихосложения.
Свое учение Лао-Цзы называл Путем (дао).Слово "дао" на китайском языке буквально означает путь; но
в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное
содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни,метод, принцип. Само понятие "дао" можно толковать и материалистически: дао - это природа, объективный мир.
Что находится вне дао ничтожо и суетно, : телесный мир лишь источник терзаний, болезней и смерти.
Духовный же мир освобожден от страданий и болезней, это мир бессмертия. Человек, осознавший
превосходство духовного мира, осознает, что:
"Входить в жизнь, значит входить в смерть. Кто, пользуясь истинным просвещением, возвращается к
своему свету, тот ничего не теряет при разрушении своего тела. Это значит облечься в вечность".
При этом Лао-Цзы в сущности не приписывал полного физического отстранения от жизни: не бежать от
мира, а лишь внутренне освободиться от него, поборов в себе страсти и творя всюду добро. Он проповедовал путь медленного восхождения от подножия к вершине, от плотских искушений, соблазна, богатства, изнеженности к нравственной чистоте и красоте. Лао-Цзы учил:
“Предаваться роскоши - это всё равно, что хвастаться наворованным”,
"Нет греха тяжелее страстей. Нет большего преступления, как признавать похоть вседозволенной".
Основная идея философии, или этики, Лао Цзы: это принцип неделания, бездействия, квиетизма.
Всякое стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается.
Злом считает Лао Цзы и всякое знание:
"Cвятой муж", управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь.
Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие".
"Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть".
"Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира".
"Нет знания;вот почему я не знаю ничего".
"Когда я ничего не делаю, то народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается
справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то народ обогащается..."
К худшим человеческим порокам мудрец относил гордость, стремление к почестям и славе. Он проповедовал
добродетель, любовь ко всему сущему, простоту и смирение.
"Я имею три сокровища, которыми дорожу, - говорил Лао-Цзы, - первое - человеколюбие, второе - бережливость,
а третье - состоит в том, что я не смею быть впереди других".
Учение Лао-Цзы было направлено на "внутреннего человека", ибо по его словам "мудрец заботится о внутреннем, а не о внешнем", он не стремился активно воздействовать на современников, не основал никакой школы. Его труд "Дао-де-дзинь" относится к наименее понятым книгам на свете и потому не получил столь широкого признания, как учение Конфуция.
![]()
Чтобы в народе не старались выслужится друг перед другом, нужно не возвеличивать достойных.
![]()
Когда ты действуешь свободно, без задних мыслей, только тогда ты не связан ничем.
![]()
Небо и Земля лишены сострадания, вся тьма вещей для них подобна соломенному чучелу собаки, что используют при жертвоприношениях.И мудрый не имеет сострадания, он понимает, что все люди - и родные, и близкие - подобны "соломенной собаке".
(Словосочетание "соломенная собака" употребляется в переносном смысле для обозначения ненужной, бесполезной вещи.)
![]()
Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех , может освободиться от ошибок.
![]()
Высшая добродетель подобна воде.Вода дарит благо всей тьме существ, но не ради заслуг.
![]()
Соблюдать умеренность - это не значит ограничивать себя подобно скряге, но значит осуществлять это постепенно, как бы в тайне от себя самого.
![]()
Если люди перестанут ловчить да выгадывать, воры и разбойники исчезнут сами собой.
![]()
Перестань хранить верность вещам, к которым привязан, и ты освободишься от горя и тоски.
![]()
Пытаясь оказать добро другим, мы причиняем им зло ,разве не стоит нам отказаться от этого?
![]()
Губит людей страсть к накоплению, ведь все, что они обретают в этом - лишь огорчения и скука.
![]()
Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше, и ни к чему людей этому учить.
![]()
Когда живешь в простоте, без оглядки на расхожие мнения,тогда и приходишь к покою.
![]()
Для того же, кто знает все наперед,Путь - это то, что уже закончилось,а глупость - это то, что только начинается.
![]()
Высшее человеколюбие проявляется в самих поступках,а не в мотивах этих поступков.
![]()
Cуть-то в том,что честность и преданность - далеко не самое главное в жизни,главное, - чтобы все было смутным,непредсказуемым.
![]()
Вся тьма вещей стремится к одному -сохранить свою жизнь.
![]()
Знающий меру не узнает позора,умеющий вовремя остановиться не попадет в беду.
![]()
Великое здоровье не лучше увечья, ведь его нужно всё время тренировать, чтоб оно не испортилось.
![]()
Великая прибыль не лучше убытка,ведь ее нужно все время поддерживать,чтобы она не иссякла.
![]()
Великая правда не лучше лжи,великое мастерство не лучше неумения,великая речь не лучше заикания.
![]()
Рождение - это выход, смерть -это вход.
![]()
То, что давно установлено, не вырвать с корнем,то, чему следуют издавна, не отбросить.
![]()
Что же нужно для того, чтоб познать мир?То, что окружает тебя.
![]()
Когда в народе множатся орудия войны,тогда и сгущается мрак над дворами и царствами.
![]()
Когда среди людей появляется много хитроумных и многознающих,тогда и перестают случаться чудесные вещи.
![]()
Когда в мире множатся запреты,тогда в народе становится больше сирых и убогих.
![]()
Чем строже указы и методы,тем больше воров и разбойников.
![]()
Мудрый каждый раз готов к худшему и потому он в конце концов освобождается от всех затруднений!
![]()
Истинный воин не воинственен,умеющий сражаться не жесток.
![]()
Лишая себя удовольствия жить легко и без забот,люди лишают себя возможности наслаждаться жизнью.
![]()
Тот, кто становится отважным, теряя голову, непременно погибнет.
![]()
Мудрый придерживается собственных правил и не отвечает за других.
![]()
Обладающий силой живет по особым правилам,а те, у кого ее нет, живут как придется.