Так случилось, что сегодня я посмотрел Mamma Mia. И как-то был сильно разочарован. Долго пытался сформулировать почему и как. Но, видимо, что бы что-то сказать сначала расскажу о двух других мною очень любимых вещицах. Музыкальном фильме Across the universe и кино-мюзикле Hairspray (естественно всё написанное моё сугубо-личное, предвзятое, любителько-дилетантское... и прочее и прочее... мнение)
Аcross the universe (русское название "Через вселенную")
Музыкальный фильм в котором используются музыка и тексты (проще говоря "песни") группы "Beatles". При этом сам сюжет совершенно самостоятелен и самодостаточе. Герои обычного фильма, когда эмоциональное "напряжение" (эмоциональный уровень, эмоции) доходят до определенной отметки (мощности, силы) - переходят на песню... она заменяет то что бы они сказали в нормальной жизни... то есть они, персонажи, слышат нормальню речь, но мы слышем музыку - и они сопадают не сколько посодержанию, сколько по эмоциональному наполнению. По этой же причине - нормальный реалистичный фильм - в моменты этого самого "эмоции доходят до определенного уровня" переходит в сюрреалестичный видео-ряд. То есть в фильме можно выделить очень четкий слой "объективной реальности" и "эмоциональной реальности" - да они могут пересекаться, накладываться и мы можем видеть один сквозь другой - но они не смешиваются. (Особенно яркими точками пересечения являются конечно же моменты когда персонажи из "объективной реальности" у себя там в объективной реальности берут микрофоны и поют.)
Количество "Юмора", а так же различных шуток и приколов от создателей ничуть не отличается от "не-музыкальных" представителей этого жанра.
~~~Подводя итог~~~
Это художественный фильм.
Песни - инструмент в раскрытии эмоций персонажей
Четко различается "объективная реальность" и "эмоциональная реальность"
~~~~~~~~~~~~~~~~~
Hairspray (русское название "Лак для волос")
Кино-мюзикл.
Чудесный веселый комедийный мюзикл в котором пожалуй самым неудачным персонажем стал Мама-Джон-Траволта (хотя сам актер просто восхитителен). Персонаж слишком нелеп, через край. Но можно всё простить, за один только факт его существования (персонажа "Большая мама которую играет мужчина" естественно, Траволта конечно душка но всё-таки...). Он является одной из замечательных "шуток от создателей" фильма.Это не фильм, это мюзикл, потому персонажи (ну и мы с ними) даже и не пытаемся различать какие-то там слои реальности и прочую чепуху - все идет единым потоком в один общий котел и варево получается изумительнейшее. Конечно же музыка и тексты песен здесь не просто создают "эмоциональный свет", они сами рассказывают историю, учавствуют в ней и, поверьте, никого не смущает вдруг появляющаяся из ниоткуда музыка и Никки поющая о своей любви на перемене в школе. Это мюзикл - для него это совершенно нормально. Очень яркие, густые, во многом однозначные персонажи - словно смелые мазки большой кистью - очаровывают своей чистой и силой. Им совершенно не обязательно иметь сложные хитросплетения чувств, мотивов, историй. Я даже уверен что всего того прошлого, которое было у этих персонажей, но не попало "в кадр мюзикла" просто не было - они появились прямо вот такие, готовенькие - со всем что нужно в голове и сердце - готовые любить, страдать, радоваться жизни и петь. Зачем им та часть прошлого, которая не обязательна сюжетом - они персонажи комедийного мюзикла!
Фух... я правда очень люблю этот Кино-мюзикл, не принимайте эту эмоциональную тираду за гнев - они такие, какие есть - и именно такими их и полюбили зрители.
~~~Подводя итог~~~
Это мюзикл.
Песни - неотъемлемая часть происходящего.
Единая реальность. Никакой другой реальности кроме реальности мюзикла просто нет.
~~~~~~~~~~~~~~~~~
Mamma Mia
Вот мы и добрались до виновника этого поста... как я уже писал выше - сегодня я его посмотрел... и что же я увидел? Нечто среднее между Across the universe и Hairspray. Невнятность. Одну большую невнятность. Фильм, на первый взгляд так похожий на Across the universe на поверку оказался чем-то иным. Или тем самым но плохо сделанным.
Это всё-таки фильм. Нормальный такой фильм в котором активно используются песни. Но тут-то и кроется подвох. Фильм создает впечатление, что не песни использовализь в фильме, а фильм обрисовали вокруг песен. И класть я хотел на то как это было - вопрос в том, как это выглядело. Никто не скажет что песни выбирались невпопад или "просто так", вовсе нет. Но нет того четкого разделения между фильмом и музыкой, какое было в Across the universe. Нет четкой и понятной точки, когда повествование переходит в песню. И это отсутвие постепенно лишь усугубляется. Почти весь фильм сделан одним одинаковым видеопотоком, решая нас еще одного важного ориентира - мы словно смотря мюзикл, не всегда можем различить когда то, что мы видим - эмоции, а когда объективная реальность (исключение "Money"). Само по себе это не плохо, для мюзикла. Но это ведь не он. Почему? А посмотрите на персонажей.
Это не грубые яркие мазки - это тщательно законспектированные, прописанные, характеры, жизни, судьбы настоящих людей. У них явно было прошлое, было детсво, они где-то живут, чем-то зарабатывают на жизнь. Они обрасли деталями, реальностью, жизнью настолько - что назвать их иначе чем "персонажи фильма" просто нельзя. "Ну и что, - скажете вы - ну пусть фильм, но ведь хороший. Да и ABBA это классно".
Да. ABBA это хорошо... но ведь в фильме нет никакого другого смысла вставлять песни ABBA кроме как "а давайте сделаем не мюзикл, но фильм, где герои будут петь песни ABBA да и мюзикл такой когда-то был". Из сложного и интересного инструмента (как это было в Across the universe) творчество группы превратилось в самоцель.
"В память о великой группе" скажете вы - кого вы обманываете. Да, создатели, включая актеров и гримеров и всех-всех-всех получили колоссальное удовольствие и удовлетворение от этой работы. Они подурачились и поразвлекались и вообще получили огромный заряд позитива. Обычно подобное говорят они когда рассказывают о всех проектах в которых участвовали. Однако творчество группы стало не переосмысленным вкладом в новый проект - а обычным караоке, только вместо японских клерков и пьяных русских оказались голливудские зведы.
С тем же успехом можно поставить любой голливудский фильм о любви и включить фоном (негромко) пластинку ABBA. Не думаю что будет сильно заметна разница. Разве что сюжет у фильма будет, возможно, получше.