Купала - с детства, проведённого в Карпатах- это один излюбимейших праздников, это тот самый праздник, когда возможно всё, когда сны и реальность перемешиваются, когда раскрываются все стихии, особенно огонь, вода и земля со своими травами, когда чувствуешь полное своё единение с этим прекрасным миром, когда становишься более цельным и настоящим. Для меня, опять же по моим ощущениям скажем так и понятиям настояший праздник совпадает с Литой, то есть с 21 на 22 июня, в ночь летнего солцестояния, как положено издревле, но... очень многие празднуют в ночь с 6 на 7 июля, мотивируя это полной луной и в принципе довольны этим и тоже чувствуют особую энергию, что ж, по сути и это неплохо, хорошо, что праздник вообще помнят и чтут, что он навсегда остался в памяти народа, что никому так и не удалось отсечь языческие корни, хотя и была попытка привязывания праздника к церковным мотивам и празднованиям, которая по сути не удалась. Пусть и чуть позднее празднуют его, но я верю, что когда нибудь праздник вернётся в своё законное время и будут собираться травы, и будут ткаться чудеса, и будут настоящие - купальский огонь и вода ласкать обнажённые тела доверившихся стихиям... а пока, пока я праздную по своему с 21 на 22 и с друзьями с 6 на 7...
Зато мне попалась очень хорошая статья о Купале нашей Тюменской красавицы, многодетной мамы Марины Заватской, организующей Купальские празднования в Тюмени...
В зависимости от того, какой аспект – очищение или соединение – ставится во главу угла, отмечать Купалу можно очень по-разному.
Мне кажется, что присутствовать должны оба аспекта, каждый из которых обретает своё логическое место, если рассматривать Купальскую ночь как Небесную свадьбу-инициацию, которая имеет свои определённые этапы. И очень хорошо, если удастся пройти-прочувствовать все этапы праздника, тогда оздоравливающий-оживляющий эффект будет максимальным.
Подготовка
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Венки
Разные источники предлагают плести венки из 9, 12 или 16 трав.
Женщины плетут венки своим мужчинам и детям.
Из пожилых женщин выделяется одна, которая плетёт венки одиноким мужчинам и надевает их с материнским благословлением.
Купальские венки используют для гадания или высушивают или сохраняют. Считается, что они накапливают силу праздника и несут исцеляющий эффект – если человек зимой болеет, венок заваривают и используют для лечебной ванны. Если венок не использован до нового лета, его сжигают на купальском костре следующего года с благодарностью за здоровье.
Костры
Главный костёр – Купалец – делают высоким. В его середину часто вкапывают столб, символизирующий объединение Земли и Неба. Иногда на вершину столба надевают колесо. Вместо колеса там может быть пук соломы или сухих веток. Иногда вкапывают не столб, а большой деревянный меч.
Иногда делают специальный костёр-дунью для поминовения предков.
Если много народа, вокруг основного костра разжигают ещё четыре, чтобы было удобнее прыгать.
Иногда отдельно разжигают костёр-жертвенник богам.
Очищение
Очищение – это начало. Каждое значимое событие в жизни человека начинается с очищения, с освобождения от старого, с обновления энергий. Поэтому это абсолютно логичное начало свадебного процесса.
На Купалу природные стихии находятся на пике своих возможностей, поэтому при обращении к ним они просто за счёт своей силы помогают человеку настроить свои энергии и взаимодействия.
Изначально в Таинстве Купалы слились чествование двух очистительных начал — огня и воды.
Происходить этот процесс может по-разному.
Вода
Славяне почитали воду свешенной стихией, первоосновой и источником-родником всего живого, воплощением Матери-Сырой-Земли. В Купальскую ночь на кустах у родника развешивались красные ленты — обращение к Духу Воды — мир твоему дому!
Обязательным обычаем купальского праздника было массовое купание: считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Купальская вода обладает живительными и магическими свойствами.
В одних традициях купаются на закате, в других – на рассвете, в третьих – обязательно девять раз окунуться в воду.
В воду предварительно кидают цветы, пучки защитных трав, крапиву (защита от русалок).
Купаться желательно полностью обнажёнными – это обеспечивает более полное слияние со стихией воды, совершенно особенные ощущения.
Огонь
Где-то прыгают через костёр один раз, где-то – девять, где-то ещё и по углям ходят.
Иногда очищаются с помощью только воды и огня, иногда – подключают и остальные стихии.
Прыжки через костёр очищают душу.
Можно записать на листке бумаги обиду, которую трудно отпустить, и сжечь на костре с просьбой о помощи в прощении. Можно использовать другие ритуалы.
В старину матери сжигали на купальском огне рубашонки больных детей, чтобы вместе с огнём сжечь детские болезни.
Важно понимать, что очищение – это прежде всего внутренняя работа, когда каждый даже в толпе остаётся наедине с собой, чистит и настраивает свой внутренний мир.
Объединение
В эту ночь решалась судьба мира – быть ли Свету или мир будет поглощен Тьмой. Ежегодно силы Добра не без усилий выигрывают битву. В старину, что помочь этим силам люди зажигали костры, «очи Света». По некоторым источникам зажигать купальский костёр полагалось девушке.
Очистившись, люди объединяются для хоровода, общей молитвы, славления богов и сил природы, благодарности Высшим силам. Здесь хорошо проявить два момента – личная благодарность за то, что происходит именно с нами, и благодарность общая, за какие-то общественные процессы и правильные тенденции.
Дальше следует воздаяние Высшим силам, которое может происходить в разных формах, главное – состояние благодарности или просьба к Высшим силам, которые сопровождают каждое действие.
• Каждый кидает в костёр приготовленные ветки или сучья
• По кругу проносится каравай хлеба, каждый прикасается к нему с мысленной благодарностью или просьбой.
• Каждый кидает в костёр кусочки пищи со своего стола
• Каждый сыпет в костёр горсточку зерна
За воздаянием Высшим силам следует общий пир. Где-то его делают вегетарианским, где-то нет, но в любом случае предпочтительны традиционные блюда собственного изготовления.
Пир начинается с приобщения-причащения или с помощью братины, пущенной по кругу, или через общий каравай.
Поиск «половинки»
На этом этапе включаются игры и хороводы, которые помогают людям присмотреться друг к другу, познакомиться поближе. Основные варианты:
• «Встречный» хоровод (два хоровода, один внутри другого, люди перемещаются под музыку, потом выполняют несложные танцевальные движения с тем, кто оказался напротив, потом опять перемещаются).
• Цепи-кованные
• Ручеёк
• Горелки
Соединение
• Прыжки парой через костёр (удастся ли приземлиться, не разъединив рук)
• Танцы (парные, типа кадрили)
• Кульминация - Танец пары, которая будет символизировать Ярило с невестой
Основной формой мистического брака является соединение Огненной и Водной стихий. Кульминацией их «свадьбы» (наиболее известной и распространенной) является скатывание с высокого склона горящего колеса (мужского начала) в воду (женское начало).
Огненное колесо совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота. Если удастся докатить его и горящим уронить в воду – значит будут мир и процветание.
Другой вариант «соединения» - около небольшого заранее подготовленного (срубленного и украшенного венками из полевых цветов и разноцветными лентами) Деревца (как правило, березы), называемого Купальским (иногда Купалой или Мареной, что не совсем верно) располагают куклу Ярилы (величиной примерно в половину человеческого роста). Кукла Ярилы и Деревце (в образе которого почитается Мать-Земля), соединенные вместе, образуют брачную «пару» - первый этап купальской мистерии. Иногда их торжественно связывали лентами или гирляндами из цветов, сопровождая «женитьбу» свадебными песнями. Однако, как правило, их просто располагают рядом, ибо такой «инсталляции» уже достаточно для обозначения мистического брака.
Далее возможны такие варианты развития событий: Купальское Деревце ~ женское начало торжественно сжигается на Купальском Костре - т. е. соединяется с Огнем - мужским началом, а кукла Ярилы топится в реке - т. е. соединяется с Водой - женским началом.
Заметим, что не всегда реализуются сразу два (функционально дублирующих друг друга) вышеназванных «сценария» мистического брака - сжигание Деревца и потопление (иногда закапывание) куклы Ярилы.
Купальская ночь
Гадания
Особое волшебство купальской ночи, «утончение» грани между мирами используют для гадания.
• Гадание по венкам: венок пускается по воде. Парни вылавливают венки ниже по течению, чей венок – та и суженая.
• Если венок плывёт – к счастью и замужеству, тонет – не в этот год.
• При пускании венка загадывается желание, если венок поплывёт вдаль - желание сбудется, пристанет к берегу – не сбудется, утонет – плохое предзнаменование: «Венок утонул – милый обманул».
• Гадание по костру. В праздничную ночь разжигают большой костер — Купалец — и прыгают через него. Если пламя костра не коснется прыгнувшего, то это — хороший знак. Девушкам он предвещает скорое и счастливое замужество, юношам — удачу в любви и делах.
• В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
• Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
• Девушки днём рвали цветки-богатки и клали под подушку – если за ночь распустится, то в этот год замуж выходить.
• Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.
• Польские девушки на Ивана Купалу гадали на цветах: наливают в таз воды, взятой из родника или быстротекущего ручья и бросают в него два цветка без стеблей, скажем, две ромашки; если они разошлись по сторонам, то влюбленные расстанутся, если, плавая, цветки сойдутся, то их ожидает бракосочетание в этом году.
Сбор трав
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Лекарственные травы лучше собирать самостоятельно. На травах остаётся энергетика того, кто их собирал. Поэтому на сбор трав надо выходить в особом состоянии духа, с благодарностью природе, с любовью к близким. Возможно, особое воздействие трав, собранных в ночь на Купалу, обеспечивается и особым состоянием собирающих, прошедших обряды очищения.
Знахарки рвали траву со словами: «Тебе, травушка, на исхождение, а детям Божьим на исцеление».
Некоторые травы, которые собирали в Купальскую ночь:
Чертогон (чертополох) — втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей. В русской народной медицине отвар травы использовали как кровоостанавливающее средство, при нервных расстройствах, при гонорее, отвар соцветий и листьев применяли при золотухе. В народной медицине многих стран Запада и Востока отвар корней используют при лечении неврозов, бессоннице, эпилепсии. В народной медицине Беларуси, а также нанайской народной медицине применяют дым сухой травы для окуривания детей при испуге или в ваннах из травы купают нервных детей; отвар верхушек растения дают пить детям при конвульсиях. При бронхиальной астме рекомендуют курить высушенные измельченные листья чертополоха или дышать дымом от его листьев, положенных на тлеющие угли. В китайской медицине соцветия применяют при простуде, кашле и ревматизме. В тибетской медицине и народной медицине Забайкалья препараты из соцветий или корней назначают при гастроэнтеритах, поносах, простуде, бронхитах, воспалении легких, а также как рвотное. Свежий сок из листьев растения используется для промывания гнойных ран и язв для их быстрейшего заживления. Для этих целей рекомендуют прикладывать к ранам кашицу из свежей измельченной травы.
Чернобыль-трава. Прогоняет нечистую силу. Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте детям вашим от этой травы здоровья». Прогоняет клопов.
Зяблица — мышиный горошек, вика - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. В надземной части растения содержится до 30% протеина, более 3% жира, до 300 мг% аскорбиновой кислоты, до 15 мг% каротина. В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство. Как растение, плоды которого съедобны, было известно издавна. В прошлом в неурожайные годы население Польши, Болгарии, Югославии, Румынии употребляло семена горошка мышиного в пищу. Из зрелых семян мололи муку, которую использовали в качестве добавки в хлебопечении, из этой муки варили каши, похлебки. Семена по вкусу напоминают чечевицу. Перед использованием в пищу их необходимо тщательно промыть и отварить или вымочить в содовом растворе. В Англии отвар растения давали грудным детям как прикорм.
Травушка-муравушка – горец птичий - простая русская травка, которую иногда можно встретить в сказках. Посаженная недоброй колдуньей рядом с людьми, эта трава не захотела приносить вред людям, а решила помочь людям, принести пользу – и коровы, питающиеся этой травой, стали давать более вкусное молоко, корни травушки-муравушки дали красивую краску, а стебельки - целебные настои для здоровья (витамина С в них не меньше, чем в лимоне, а, возможно, и больше!) Другие названия – спорыш, птичья гречиха), топотун-трава, конотоп, трава молодости.
Плакун-трава – дербенник иволистный - известна с древнейших времен. С помощью этой травы изготавливали жезлы авгуров, жреческой касты древних римлян, гадателей и блюстителей закона. Растениесемейства миртовых, растущее в сырых местах, на влажных заливных местах, по рекам рек и прудов. Растение это особое и время сбора для него особое - на ранней утренней заре Иванова дня. Собирают корень и цвет (цветы), так как именно они обладают волшебным свойством и великой силою: они усмиряют нечистых духов, делают послушными воле человека. Даже чары колдунов и ведьм можно снять с помощью этого растения. Крест, сделанный из плакуна и надетый на человека, в которого вселилась нечистая сила, изгоняет ее из человека и излечивает его душу. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать (тучи орошаются слезами). Там, где растет плакун-трава, чисто от нечисти. Кроме того, знахари приготавливали из этого растения настойки и порошки, которыми лечили от самых разнообразных болезней - от болей в желудке, при грыжах, от "тоски". Применяют его и сейчас: в отваре купают детей при судорогах, при наружных кровотечениях, отвар помогает и при дизентерии и воспалении кишечника. Одно из названий растения - кровавница. Свежие измельченные листья прикладывают к ранам и порезам, что и дало такое название растению. Кроме этого, растение имеет еще и такие названия: подбережник, твердяк, тройчак, верба-трава, дикие васильки.
Трипутник – подорожник. Накануне Ивана Купала трипутник клали под голову на ночь со словами: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого». Это многолетнее травянистое растение высотой 20-30 см, с розеткой крупных листьев, семейство подорожниковых - удивительно стойкое растение. Его пинают, а он живет себе и помогает людям.
Порезник, ранник, чирьева трава, трипутник - сразу видно, что растение обладает ранозаживляющими свойствами, что и дает такое название. Отвар листьев помогает при кашле, туберкулезе, коклюше, астме. Сок растения помогает при гастритах, энтеритах и энтероколитах Семена используют как слабительное средство, отвар семян в качестве компресса применяют при воспалении век и кожи. А напары и отвары из листьев применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалении мочевого пузыра, геморрое и кровохарканьи.
Это растение интересно еще и тем, что применяется против всех видов порчи, наводимых на ноги.
Дивий сил (девясил) помогает от многих болезней, поскольку в нём «девять сил».
Иван-да-марья – марьянник дубравный - одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии Инь и Янь-энергии, помогает человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.
Зверобой - это одна из самых сильных трав средней полосы России. Зверобой вбирает в себя солнечный свет, воздействует сразу на весь организм человека, очищая его и мощно наполняя солнечной энергией. Зверобой хорошо помогает при депрессии, усталости, первых признаках простудных заболеваний. Он открывает человеку сердце, позволяя соединиться его душе, разуму и телу в единое целое. Его боится вся нечисть так же, как боится она солнечного света.
Наибольшую силу зверобой набирает к празднику Купалы. Собирать надо крепкие, и здоровые но не самые сильные побеги.
Зверобой известен не только своими медицинскими свойствами, его также используют в кулинарии в качестве приправы к различным блюдам. Блюда, заправленные зверобоем, будут ароматны, вкусны и полезны. При приготовлении блюд, как правило, зверобой используют в сухом виде или смешивают с зеленью. Зверобой применяют и в качестве ароматизированных добавок при приготовлении и производстве особых сортов вин и домашних настоек.
Раньше на Руси зверобой часто заменял чай, что было полезно, так как в нашем климате заметно ощущается недостаток энергии Солнца, которую организму приходится добывать из других источников.
Богородичная трава – тимьян ползучий – влияет на плодородие. Но уж вернуть плодородие почве, животным, растениям, людям помогает всегда. Курение из богородичной травы успокаивает нервную систему, позволяет найти решение трудной проблемы, отсекает действие энергетических сексуальных вампиров. Подобным же образом действуют и настои. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению женской красоты. Наибольшей силою эта трава наливается близ полнолуния.
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.
Встреча рассвета
Утром радостно приветствуется появление преображённого Солнца и наблюдают за его «игрой». Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».
По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Есть несколько народных примет на этот день. “На Иванов день солнце на восходе играет”. “Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов”. “На Ивана ночь звездная — много будет грибов”. “Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться”.
Роса после купальской ночи считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней.
Росным умыванием заканчивался праздник, начинался новый день
Купальские травы...