Новогодние праздники не за горами, поэтому по всему миру кипит рынок вакансий Дедов Морозов, Снегурочек, Санта-Клаусов и прочих зимних волшебников. Говорят, что некоторые из них всего за пару праздничных недель успевают заработать на несколько месяцев безбедной жизни, хоть для этого и придется попотеть в красной шубе.
У них
В Европе Йоулупукки, Санта и французский Пер Ноэль идут нарасхват. Их услуги бронируют загодя и уже в ноябре набирают специальные кастинги, где тестируют будущих бородатых волшебников.
Стоимость услуг варьируется в зависимости от уровня способностей и умений Дедушки: от 50 до 170 евро за посещение. Согласно прайсу, Санта-Клаус должен в назначенный день прийти в дом к ребенку, поздравить его с Новым годом или Рождеством, подарить заранее подготовленный родителями подарок. За дополнительную плату Дедушка поиграет с малышом, споет ему рождественскую песенку, сыграет на каком-либо музыкальном инструменте или осуществит любой задуманный мамой и папой праздничный сюрприз.
У нас
В России бронь новогодних персонажей тоже начинается примерно с ноября. Дедами Морозами и Снегурочками подрабатывают и профессиональные актеры, и аниматоры, и просто веселые взрослые, готовые влезть в костюмы и освоить нехитрые конкурсы.
«На профессиональном сленге это называется „морозить“. Кто-то „морозит“ только по частным заказам, кто-то — на корпоративах. Есть и универсалы, готовые работать на любую публику», — рассказывает вот уже несколько лет как Дед Мороз Сергей.
Цена за праздник начинается в среднем с 1,5 тысяч (Мороз терпеливо выслушает стишок, поинтересуется поведением и выдаст заранее приготовленный подарок) и заканчивается несколькими десятками тысяч рублей, но это уже полноценное шоу. Специальная программа Деда Мороза и Снегурочки 18+ стоит около 30 тысяч рублей за один выход пары.
Во всем мире требования к новогоднему кудеснику примерно одинаковы: наличие костюма, коммуникабельность, открытость, умение проводить конкурсы, веселить и детей, и взрослых. В России работодатели в числе желаемых качеств часто указывают стрессоустойчивость. Западные работодатели бывают более требовательны: среди «капризов» заказчиков встречается наличие собственной бороды и подходящей фигуры, покраска волос в белый цвет. Но самое главное — искренняя любовь к Рождеству и детям. Последний критерий, кстати, во всем мире ценится больше всего.
«Когда видишь, что ребенок искренне верит в Деда Мороза, — это накладывает огромную ответственность, — комментирует Дед Мороз Сергей. — Но эмоции от такого общения такие, что заряда на весь следующий год хватает. Дарить сказку — самое приятное, что есть в профессии Деда Мороза. Лет до пяти дети обычно еще верят, потом начинаются каверзные вопросы, я обычно отшучиваюсь. А бывают и противные дети, с которыми стрессоустойчивость очень пригодится. Обычно дети — это точное отражение всего, что происходит в семье. Работа Деда Мороза не всегда сплошной праздник».
Где можно заработать
Вариантов множество: новогодние волшебники требуются в торговых центрах, на корпоративах, общественных мероприятиях и частных домашних торжествах. Большинство Дедов Морозов, да и Санта-Клаусов, зарабатывают на визитах домой к детям, хотя некоторые предпочитают концерты. За рубежом встречаются долгосрочные позиции в супермаркетах с устойчивым графиком, сообщает Thepennyhoarder.com
В некоторых странах Санта-Клаусы находят работу в самых неожиданных местах. Например, в этом году на Мальте готовы принять Дедушку на работу на государственную почту. В обязанностях нового сотрудника будет развозить письма детям и участвовать в мероприятиях Почты Мальты. От успешного кандидата требуется наличие подходящей фигуры и любовь к детям.
Позитивный настрой
У них
Самым важным критерием в работе Санта-Клауса является выдержка и умение сохранять позитивное настроение на протяжении всего рабочего времени и даже после его окончания. Если актер в костюме Санты кричит на кого-то матом в пробке, то в будущем он вряд ли получит работу. Репутация здесь очень многое значит. Санта-Клаус всегда должен быть доброжелателен и сохранять праздничное настроение при любых обстоятельствах. Многие работники в этой сфере уверяют, что быть Сантой — это призвание. Вряд ли обычному сварливому человеку удастся хорошо сыграть эту роль.
У нас
«Кроме позитивного настроя и умения в любой ситуации сохранять хорошее настроение, Деду Морозу точно понадобится наблюдательность и хорошая реакция, — делится опытом Дед Мороз Сергей. — Особенно, если идешь „морозить“ во взрослую компанию. И сами компании бывают очень разные, и алкоголь, бывает, преподносит сюрпризы. Опытный Дед Мороз, вопреки стереотипам, на работе не пьет. Но предлагают часто. Дед Мороз, особенно если берет вечерние и ночные заказы во взрослые компании, в принципе, должен быть готов к любому повороту событий. У меня, например, есть тяжелый сказочный посох».
Психология
Умение разговаривать с детьми и правильно оценивать их поведение — один из самых сложных параметров в работе Санта-Клауса. В Америке в специальных школах Санты (да-да, такие существуют) актеров учат, как отвечать на вопросы детей и как, например, реагировать, если ребенок просит чересчур много или заказывает очень дорогие подарки вроде iPad, злоупотребляя добротой Санты.
Добрый волшебник должен уметь переубедить ребенка не заставлять родителей покупать так много. Уговорить на компромисс, при этом не расстраивая его, — пожалуй, это одна из самых сложных задач Санты.
От Дедов Морозов в России редко требуются специфические знания по психологии. Умения общаться с ребенком, обычно, вполне достаточно. Нет у нас и традиции просить у Деда Мороза из торгового центра подарки: про ограниченность бюджетов волшебника детям, как правило, объясняют родители.
Расходы
Траты на внешнее соответствие актера сказочному волшебнику, в целом, сопоставимы. Многие актеры Санта-Клаусы признаются, что тратят на окраску волос, хороший костюм с окантовкой из меха овчины и сапоги до $1000. Деды Морозы отнюдь не так часто, как зарубежные коллеги, готовы красить волосы, а вот шуба, посох и хороший парик с бородой могут обойтись в несколько десятков тысяч рублей.
Ценники на «спецовку» у Деда Мороза и Санта-Клауса могут разниться, но если костюм выглядит дешево, то в реальность волшебника не поверит ни один ребенок. И Мороз, и Санта тут единодушны: на костюме лучше не экономить.
Текст: Виктория Холланд, Мила Кретова