Георгий Бахирев,
мастер слесарного цеха, общий стаж работы более 20 лет
Как я стал механиком
Я увлекся автомобилями еще в юности. У друга был гараж, где мы постоянно собирались, что-то чинили, общались… Такие «гаражные» тусовки были в каждом дворе. В 90-х в стране стало появляться много импортных автомобилей, личное транспортное средство перестало быть недоступной роскошью, поэтому редко кто из парней не интересовался машинами. Автомеханики всегда были нужны, а с развитием автомобильного рынка, профессия стала крайне востребованной.
Когда пришло время выбирать, кем быть, я без сомнения отправился в техникум, где учили на автомехаников. Обучение тогда было бесплатным, конкурс 4-5 человек на место. Практические занятия начались почти сразу же, из теории принципиально важным был курс «Устройство автомобиля». Автомеханик должен понимать логику работы всех частей машины.
Первую зарплату я получил во время практики. После окончания техникума я довольно долго работал в гаражах разных государственных предприятий, но зарплаты там небольшие. Я решил уйти в автоцентр. Идею работать в небольшом частном гараже отмел сразу – чем больше сервисный центр, тем больше поток клиентов и стабильнее заработок. Я человек семейный, для меня это важно, а в частном гараже «разом густо, разом пусто».
Работа в автоцентре
В автоцентрах, как правило, предлагают стабильную зарплату и, что важно, соцпакет. График работы сменный (2/2), поэтому выходные с семьей выдаются нечасто. Но всегда есть возможность поменяться с коллегами. Быт в автоцентре тоже вполне устроен. Столовой нет, но есть кухня, где можно разогреть обед. Так как работаем мы с 8 до 22 часов, у нас несколько перерывов. Понятно, что перерывы получаются не строго по часам, а в зависимости от производственных процессов.
У каждого автоцентра своя система приема сотрудников в ремонтный цех. В автоцентре "Ауди Центра Варшавка" собеседование со мной проводил директор отдела послепродажного обслуживания, моя кандидатура его устроила. В некоторых автоцентрах, кроме собеседования, есть тестирование на профпригодность.
Моя работа в цеху "Ауди Центра Варшавка" началась с обучения. Когда я устраивался на работу, а это было 11 лет назад, стажировка занимала 3 месяца. Теперь всего месяц. Новых сотрудников курируют опытные мастера. Производители Audi любят новые технологии, поэтому обучение сотрудников цеха и новичков, и бывалых, проходит постоянно. Каждая новая модель предполагает новый обучающий курс.
Автомеханик — это очень общее определение. В зависимости от умений и талантов, автомеханики работают в разных цехах.
В кузовном – арматурщик (который разбирает кузов на запчасти и после ремонта собирает его обратно), жестянщик (который правит битые детали) и маляр. Эти ребята больше работают руками.
Работа электриков уже более сложная. А самый высококлассный специалист – это диагност. Это больше работа головой. Компьютерная диагностика – не панацея. Она годна только для поиска неисправностей в электрике, да и то не всегда показывает настоящую проблему. А неполадки ходовой части и вовсе диагностируются только человеком. Тут надо очень хорошо знать автомобиль и его возможные «болячки».
Кстати, знать «болячки» своих автомобилей мало. К нам в цех часто попадают машины других марок, сданные в трейд-ин, поэтому разбираться приходиться не только в Audi.
Карьерный рост
Чтобы быть хорошим автомехаником, недостаточно просто любить автомобили. Нужно все время учиться, читать профильную литературу. Когда я понял, что знаний не хватает, пошел получать высшее образование в МАМИ.
Хороший механик должен быть в хорошей физической форме, потому что гараж есть гараж. Я в спортзал хожу. И еще автомеханику не обойтись без хорошего зрения. Иногда бывает сложно как следует «подсветить» место поломки, приходится приглядываться.
Если автомеханик заинтересован больше зарабатывать и развиваться, то нет препятствий для роста. Во-первых, можно повышать квалификацию. Чем сложнее работа, тем лучше она оплачивается. Час работы арматурщика и час работы диагноста стоят по-разному. Во-вторых, можно делать карьеру внутри компании. Когда-то наш руководитель цеха был обычным механиком.
Заработок автомеханика зависит от квалификации и количества отработанных часов. Молодой специалист может рассчитывать тысяч на 30 рублей, верхняя планка зарплат — около 100 тысяч.
Мифы об автомеханиках
Хочу развеять миф о том, что механики в автосалонах имеют дополнительный доход от махинаций с запчастями. Если деталь меняется за счет клиента, то снятую неисправную деталь ему возвращают. Если неисправная деталь меняется по гарантии, она отправляется на завод. После того как приемщики на заводе согласятся, что деталь, действительно, неисправна, они возместят автосалону ее стоимость. Так что разговоры о том, что механики в автосалонах снимают почти новые детали и потом перепродают их – это неправда. По крайней мере у нас в компании очень строгий регламент.
Еще один спорный момент связан с выбором сервиса. Часто автолюбители говорят, что расценки у «официалов» очень высокие. Но этому есть объяснение. Сложные машины требуют сложного ремонтного оборудования. Маленькие сервисы далеко не всегда могут себе позволить вложиться в качественное оборудование, а, следовательно, не могут предложить должный ремонт. Конечно, сложное оборудование не всегда нужно, но, если речь идет о какой-то неисправности в двигателей или электрике, тут лучше не экономить. Но это личный выбор каждого. Хорошо, когда встречаются клиенты, которым не лень почитать литературу и изучить «начинку» своего автомобиля, с такими работать и проще, и интереснее.
Автомеханики не чинят на работе машины друзей и родственников. Ко мне часто обращаются за советом, я редко отказываю в помощи. Но загнать в ремонтный цех «по дружбе» машину нельзя, с этим у нас строго.
О будущем
Была бы возможность – ушел бы в авиацию. Там все на порядки сложнее, ответственности больше. Но если автомехаником можно стать почти в любом возрасте, с самолетами так не получится. Хотя, с другой стороны, технологии развиваются с каждым годом, и по сравнению с тем, что было лет 20 назад, я уже почти самолеты чиню. То ли еще будет.