Для того чтобы сменить профессию, есть много причин. Известны примеры, когда люди набираются смелости и уходят от нелюбимого дела или находят что-то более интересное, чем-то, что они делали раньше. А бывает и профессия любимая, и карьерные перспективы есть, но жизнь заставляет изменить планы. О том, как это случается и как освоить новую профессию, — от первого лица.
Наталья Кретова, сурдопедагог
Легкий старт
Так сложилось, что мучительная проблема выбора профессии после окончания школы обошла меня стороной. Одной из самых модных, престижных и высокооплачиваемых на тот момент считалась профессия экономиста/финансиста. Я закончила школу с отличием, любила математику, и с выбором определилась легко: поступила во Всероссийскую государственную налоговую академию. Разумеется, на вечерний факультет, чтобы иметь возможность работать. И уже на третьем курсе устроилась на должность помощника главного бухгалтера в представительство французской фирмы, занимающейся производством и поставками инертных газов. Возможно, со стороны работа бухгалтера выглядит скучной и однообразной, но мне она действительно нравилась. Я любила и умела работать с цифрами, мне было интересно узнавать новые аспекты этой деятельности, учиться строить отношения в коллективе — всего этого не получишь, просто добросовестно посещая лекции. Кроме того, в фирме работало много молодых специалистов, и было принято заниматься их развитием: отправлять на курсы, семинары, стажировки. В эту же фирму я вернулась после первого непродолжительного декретного отпуска. В общем, я небезосновательно считала, что у меня есть карьерные перспективы, и о смене работы даже и не задумывалась.
Не по плану
Как говорится, хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах. В нашей семье родился второй ребенок. Мне казалось, что все пойдет по накатанной колее: небольшой декретный отпуск — и я снова в строю. Но судьба распорядилась иначе. Наш ребенок долго не говорил, в 1 год и 10 месяцев нам поставили диагноз: нейросенсорная тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой. Это значило, что наш ребенок не слышит. Вообще ничего не слышит. Единственным выходом для нас была операция по установлению кохлеарного импланта. Кохлеарная имплантация — это метод слухопротезирования. Приемник имплантируется подкожно, а речевой процессор — микрофон, микропроцессор и передатчик — устанавливаются снаружи.
Ни о каком выходе на работу не могло быть и речи. Обследования, анализы, комиссии, получение инвалидности, квоты на операцию и наконец — сама операция. А через полгода — вторая, на другое ухо. Далее — следующий этап — занятия. Все дело в том, что после установления импланта ребенок не начинает слышать, как ребенок без нарушений слуха. Он всего лишь получает инструмент, с помощью которого он может при определенных условиях научиться слышать. А вот насколько хорошо он сможет научиться, зависит от многих факторов: от возраста, в котором ребенок потерял слух, от возраста проведения кохлеарной имплантации, от сопутствующих диагнозов и, конечно же, от наличия и отсутствия систематических занятий.
И вот тут мы столкнулись с проблемой. Оказалось, что в нашей стране готовы делать детям дорогостоящие операции по установке кохлеарного импланта, обеспечивать ребенка внешней частью системы кохлеарной имплантации (речевым процессором) и даже производить его замену раз в 5 лет. Но при этом нет никакой сиcтемы реабилитации таких детей.
Очень мало специалистов, которые знают, как с такими детьми работать. Да, есть сады и школы для глухих и слабослышащих детей, где с детьми работают сурдопедагоги и логопеды, но для работы с детьми с кохлеарным имплантом нужны особые методики, и не все специалисты ими владеют.
Не сдаваться
Хочешь что-то сделать хорошо — сделай это сам. Я стала выяснять, где можно получить соответствующие знания. Подготовкой дефектологов занимаются педагогические институты, и в МГГУ им. Шолохова я нашла то, что мне было нужно: курс профессиональной переподготовки по специальности «Дефектология». Профессиональная переподготовка дает возможность на базе уже имеющегося высшего образования получить новые знания, необходимые для работы по другой специальности. При этом не требуется сдача вступительных экзаменов или предоставление результатов ЕГЭ, и, что немаловажно, выдается диплом государственного образца. Стоимость обучения на тот момент (2014 год) составляла 50 000 рублей за два семестра. И я начала учиться. Лекции были интересными и содержательными, было много практических выездных занятий, но это была общая дефектология. Нам рассказывали о том, как работать с детьми с самыми различными нарушениями, и в этом массиве информации дети с нарушениями слуха занимали только маленькую частичку, а конкретно про имплантированных детей удалось узнать и того меньше. Формально мой диплом дает возможность работать по специальности «Дефектолог». Однако полученных практических знаний недостаточно, чтобы, не имея совсем никакого опыта в данной сфере, начать новую деятельность. Практически такой диплом нужен тем, кто уже работает в дефектологии, но хочет выйти за рамки своей узкой специализации, например, практикующим логопедам, которым для работы с более тяжелыми категориями детей необходимы знания об особенностях их развития и методах работы. Но главное — этот курс дал мне те основы, без которых работа дефектолога вообще не представляется возможной, в том числе и основы работы с детьми с нарушением слуха. А практика — практика была дома, ежедневно и ежеминутно с моим собственным сыном. Мы занимались с разными специалистами, ездили в реабилитационные центры, сама я по возможности посещала курсы и семинары. И вскоре я поняла, что знаю и умею достаточно много, чтобы помочь кому-то еще. С одной стороны, мне хотелось поделиться своими знаниями и опытом, с другой — это была возможность заработать, ну и наконец просто вырваться из дома.
Помимо оплаты курса переподготовки, для работы необходимы были карточки, игрушки, наглядные пособия, книги. Часть этих материалов уже была в моем распоряжении благодаря постоянным занятиям со своим ребенком, другие мне приходилось покупать или даже мастерить самостоятельно. Трудно назвать конкретную сумму, потраченную на такую подготовку, ведь готовых комплектов для работы не существует, а со временем коллекция пособий и материалов постоянно пополняется, разумеется, за свой счет. Стоит отметить, что даже опытные педагоги используют самостоятельно изготовленные пособия.
Еще одна важная вещь в любой профессии — быть в курсе последних тенденций. Необходимо посещать различные курсы, семинары. Например, курсы повышения квалификации регулярно проводит Институт коррекционной педагогики, в том числе и по проблемам обучения детей после кохлеарной имплантации. Стоимость их составляет 7500−15 000 рублей. Это не является базовым вложением в профессию, но впоследствии эти расходы нужно учитывать.
Новая профессия — новая жизнь
Я дала несколько объявлений на сайтах по поиску репетиторов и довольно быстро нашла первых учеников. Сайты эти работают так: ты размещаешь объявление и перечисляешь площадке оплату за первое занятие.
Конечно, заниматься со своим ребенком и с чужим — это совсем не одно и то же. Своего ребенка лучше знаешь, зато чужой ребенок воспринимает тебя не как маму, а как педагога, и это очень важно. Необходимо так выстроить отношения с ребенком, чтобы он любил своего преподавателя, но при этом чувствовал дистанцию. Так у педагога есть возможность поддерживать дисциплину на занятии и при необходимости требовать выполнения каких-то действий. В целом же ребенка надо почувствовать и увлечь. Особенности детской психологии и физиологии просто не позволяют им качественно усвоить то, что неинтересно. И только с возрастом постепенно можно увеличивать долю обязательных или не очень увлекательных занятий.
Занятия с детьми — это всегда творчество. Все дети разные, и никто не даст вам в руки универсальное пособие, где написано «А сейчас делай так».
Наработок по обучению детей после кохлеарной имплантации мало, ведь не так уж и давно стали проводиться такие операции. Тем не менее, уже разработаны некоторые методики занятий и рекомендации по их выполнению. Есть пособия специалистов Института коррекционной педагогики, ЛОР НИИ г. Санкт-Петербурга, комплекты реабилитационных материалов. И, конечно же, личные находки. Ведь ребенка надо научить сначала слышать, а потом слушать.
Перед началом обучения необходимо провести диагностику умений, знаний ребенка, особенностей его поведения, и отталкиваясь от полученной характеристики составить программу.
Занятия проводятся в игровой форме и подбираются с учетом возраста ребенка, наличия слухового опыта до проведения имплантации, времени, которое ребенок слышит, его личных особенностей и навыков. Так, маленького недавно имплантированного ребенка сначала учат обнаруживать звук. На занятии используют различные звучащие игрушки, привлекая к ним внимание ребенка, побуждая его на слух определять, какая именно игрушка была предъявлена. Затем учат различать и понимать речевые звуки: на первом этапе это звукоподражания. С детьми постарше проводится работа по развитию словарного запаса, используются игрушки, карточки, дидактические игры.
Сложные моменты
Наверное, самая неожиданная сложность, с которой пришлось столкнуться, — это родители. Дело в том, что для успешной реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации ему должны быть созданы специальные условия, и ведущая роль в этом отводится семье. Казалось бы, после операций и консультаций с медиками родители должны понимать весь масштаб предстоящей работы. Для глухого ребенка, получившего возможность слышать, звуки изначально не несут никакой информации. Очень важно привлекать внимание ребенка к звукам, поощрять его слушать и радоваться вместе с ним, закрепляя позитивное отношение к процессу слушания. Даже самый лучший педагог не сможет сделать это без поддержки родителей. К сожалению, в моей практике были случаи, когда родители со своей стороны не оказывали никакого содействия, полностью отдав этот сложный этап на откуп педагогу.
Есть и еще один спорный момент в частном преподавании. По идее, такая деятельность подразумевает свободный график. На деле же педагогу приходится подстраиваться под режим дня учеников и их местонахождение (если это не занятия у педагога), что зачастую является сложным административно-логистическим процессом. Нередко занятия проходят и по выходным, поэтому всегда приходится искать баланс между личным комфортом и комфортом учеников.
Сколько можно заработать
Стоимость занятия зависит от опыта педагога и от того, выезжает ли он к ученику. В среднем в Москве педагоги берут 1500 рублей за 45−60 минут, если занятия проходят у педагога, и 2000 рублей, если выезжают к ученику. Как правило, ученик занимается два раза в неделю. Получается, что доход с одного ученика в месяц составляет около 12 000 рублей. Но здесь есть свои подводные камни.
В большинстве случаев педагоги, практикующие частным образом, никак не оформляют свою деятельность. Отследить это практически невозможно, да и сами родители, как правило, никакого договора не требуют.
Как следствие, если ученики пропускают занятия, педагог просто не получает оплату за эти часы, отпуск — тоже за свой счет, нет никаких отчислений в Пенсионный и социальные фонды. И педагог, не афишируя свою деятельность, де-факто нарушает закон, поскольку не платит налоги.
Другой вариант — это оформление ИП. В этом случае педагог платит налоги, идут отчисления в Пенсионный и социальные фонды, есть возможность заключить договор с учеником, в котором можно, например, прописать абонентскую форму оплаты, и тогда при пропуске занятий не по болезни ученика доход педагога не пострадает. Однако стоит отметить, что многие педагоги совмещают частную деятельность с постоянной работой в образовательном учреждении и потому больше заинтересованы в чистом доходе от дополнительных занятий, тем более что оформление и ведение ИП связано с определенными бюрократическими и бухгалтерскими сложностями.
Как и в любом деле, в работе сурдопедагога есть свои трудности и своя специфика, но если любишь эту работу — все преодолимо. Это же такое счастье — помогать слышать.