• Авторизация


Образовательная страничка. Болонский процесс 03-12-2008 13:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так,
словно вы постоянно боитесь растерять свои знания, писал Аристотель.
В наше время мы учимся всю жизнь. И нехватка-устаревание для нас знаний - актуальна как никогда.
Россия вступила уже в Болонский процесс, хотя большинство людей все еще не знает, что же это такое на практике. Если вам скоро поступать, или вы уже учитесь в системе Болонского процесса, то просто необходимо знать что это и с чем едят. Данная информация так же актуальна работодателям, ряд которых считают "бакалавров" с их 4 годами обучения всего лишь выпускниками колледжа, а не с вышим образованием.

Итак, 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана "Декларация о европейском пространстве для высшего образования". Основная цель программы действий, начало которой и положила Болонская декларация - "создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования".
Россия, наряду с еще 6 странами, присоединилась к Болонской декларации и стала участницей Болонского процесса на встрече европейских министров образования, состоявшейся в Берлине 19 сентября 2003 года.
Основные задачи Болонского процесса заключаются в следующем:
• Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
• Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
• Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
• Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
- для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
- для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
• Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
• Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
В процессе активно участвуют национальные министерства образования, сеть информационных центров по признанию дипломов, Европейская комиссия, университеты стран ЕС, Конфедерация ректоров ЕС и Ассоциация Европейских университетов.
То есть система образования в России должна измениться. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Конечно, существует ряд плюсов и минусов о нашей вписанности в Болонский процесс. Но мы уже в нем. С этого года за исключением очень небольшого ряда специальностей, все система высшего образования переходит на систему бакалавриата и магистратуры. В моей группе магистратуры учиться девочка-тайка, как раз из-за этого самого Болонского процесса.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
Bageeera 03-12-2008-19:17 удалить
В российской действительности Болонская система образования - это балльно-рейтинговый подход красивыми словами, и "плюсики за тестики" на самом деле. Практика внедрения подобной системы образования в медицинском университете, к примеру, состоит в том, что за каждый вид ответа, будь то устный, контрольная (которых все меньше и меньше, а все больше тупых некорректных тестов) или еще что-нибудь, оценивается определенным количеством баллов. И если раньше студентов оценивали за их знания и ,что гораздо важнее, СТРЕМЛЕНИЕ эти знания получить, то сейчас -за удачливость и посещаемость. Я не говорю уже о том, что преподаватели (по большей части люди пожилые + воспитанники классической педагогической системы) просто не могут сразу разобраться, что и как оценивать по новой системе, и очень часто получается, что студент, надрываясь в прямом смысле этого слова в течение всего семестра, получает баллов едва на "3"... Да и потом, можно ли себе представить ХОРОШЕГО врача, который воспитан отвечать на вопросы из представленных вариантов не всегда корректных тестов, а не имеет развитое в постоянных беседах с преподавателями и письменных традиционных контрольных работах клиническое мышление? Едва ли... То же самое можно сказать и о многих других профессиях...
И это не говоря о том, что у российских студентов крайне развита чисто русская находчивость - не написать тест самому, так найти, как его списать у соседа/найти ответы заранее и т.п. У западной молодежи развито "чувство интеллектуальной собственности" - там никто никому ничего просто так не подскажет
Flashly 03-12-2008-20:02 удалить
забавно, совсем недавно изучала этот вопрос))
лично я считаю, что это плохо. Во-первых, в России многие работодатели считают, что если ты бакалавр, то ты недоучка и тп... у моих знакомых были неоднократные примеры сего... Во-вторых, мне дают много предметов, развивающих меня как личность (в моем случае это гуманитарные предметы). Я это поняла когда пришла в институт. Ведь высшее образование делает нас людьми развитыми во всех отношениях. Оно стремится сделать из нас людей, способных применить свои знания в любой области. поэтому считаю такое образование неприемлимым в России...
Flashly 03-12-2008-20:04 удалить
Bageeera, всегда счиатала, что тестымешают человеку думать))) со школы их еще не люблю)
Bageeera 03-12-2008-20:07 удалить
Flashly, да они не столько мешают думать, сколько...ну не знаю)))у нас просто в большинстве случаев полчается, что учишь в учебниках и на практике одно, а в тестах-какая-то другая непонятная не всегда адекватная фигня((
Шурунка 03-12-2008-20:37 удалить
Flashly, наши тесты убоги. Наверное, как-нибудь отдельно напишу о тестах, правилах их составления. О вопросах то точно напишу попозже.
Но Болонский процесс это не только тесты. Я вот бакалавр, ныне магистрант. Как магистрант у меня отчетность по большинству предметов научно-поисковая. То есть наличильствует тема, а уж как ее разовьешь твое дело, но это должно проработано, личностно пережито, и с изложением собственных мыслей.
Бакалавриат он для всех. По сути в бакалавриате и не надо отдельно иклиться дя того, чтобы учить студентов думать. Для этого есть магистратура. И те кто может думать - в нее пойдут
тесты, эт фигня.
беееее.....
TheForsakenOne 04-12-2008-16:18 удалить
Согласен с Шурункой. В болонском процессе нет абсолютно ничего плохого, наоборот, сразу будет видно, кто умеет мыслить, а кто не умеет. Если же ещё на протяжении всего обучения немного поменять систему, то есть добавить туда инноваций, то будет очень даже так недурно. Собственно, в некоторые ВУЗы эти инновации уже вводятся. Как говорится, следим за развитием событий...
Flashly 04-12-2008-22:02 удалить
Шурунка, возможно, я не знаю таких тонкостей... ибо мне повезло - я буду учиться сразу 5 лет... Но все равно на данном этапе развития нашего общества - это не совсем доработано...
Шурунка 04-12-2008-22:11 удалить
Flashly, про недоработано безусловно согласна
и кредиты все-таки странные для нашего менталитета
но плюсов достаточно
Flashly 04-12-2008-22:51 удалить
Шурунка, насчет кридитов. мне кажется, что здесь надо быть крайне осторожной... особенно за обучение - ведь он достаточно большой... Если наступает кризис. как сейчас, появляются проблемы с его погашением...
Шурунка 04-12-2008-23:03 удалить
Flashly, кредиты это не совсем то
Объясню обычно.
Предположим, чтобы стать бакалавром математики надо набрать 4800 кредитов, то есть по 1200 кредитов за год.
Человек сам выбирает в ряде прдеметов (примернов половине) куда он пойдет. Он может выбрать какой-то значимый курс, который весит 400 кредитов (к примеру, мат. анализ) или навыбирать мелких "дешевых" курсов - физкультуру, вышивание и т.д. (цена которых не более 70 кредитов)
Но в результате хоть выпрыгни но нужное число набери)
Flashly 05-12-2008-17:26 удалить
понятно... нет, с таким я точно не встречалась)) спасибо, что просветила)
Bageeera 05-12-2008-23:25 удалить
почитала я тут про кредиты. Раньше о таких нюансах Болонской системы не знала. Опять же бред: если человек, к примеру, хочет стать бакалавром математики, он сможет легко понабрать себе элективных курсов из серии"хоровое пение", которые НИЧЕГО общего ни с точными науками, ни с математикой в частности, иметь не будут. Ну и насколько разумно это?
Или к примеру, взять нас- будущих врачей: нормально ли это, что человек сам выбирает, мол,"я хочу учить гастроэнтерологию и все, а анатомия, Лор-болезни и т.п. мне не нужны". И придете вы к такому врачу... ДАй Бог,чтоб никаких последствий после его "лечения" у вас не обнаружилось. Ибо медицина-такая штука, где просто нельзя вводить элективы, это не столько противозаконно, сколько...на грани морали и абсурда
Шурунка 06-12-2008-11:04 удалить
Bageeera, есть часть прдеметов которые обязательно должен прослушать человек, которые именно и будут
так же ни в 1 стране на сколько я знаю система бакалавриата не введена в систему медицинского образования. Его у нас не меняют точно
Bageeera 06-12-2008-15:40 удалить
Я просто точно знаю,что мой мед.универ активно лезет в Болонскую систему)а нам это откликается разными способами...


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Образовательная страничка. Болонский процесс | Шурунка - Мозаика Шурунки | Лента друзей Шурунка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»