Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так,
словно вы постоянно боитесь растерять свои знания, писал
Аристотель.
В наше время мы учимся всю жизнь. И нехватка-устаревание для нас знаний - актуальна как никогда.
Россия вступила уже в Болонский процесс, хотя большинство людей все еще не знает, что же это такое на практике. Если вам скоро поступать, или вы уже учитесь в системе Болонского процесса, то просто необходимо знать что это и с чем едят. Данная информация так же актуальна работодателям, ряд которых считают "бакалавров" с их 4 годами обучения всего лишь выпускниками колледжа, а не с вышим образованием.
Итак, 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана "Декларация о европейском пространстве для высшего образования". Основная цель программы действий, начало которой и положила Болонская декларация - "создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования".
Россия, наряду с еще 6 странами, присоединилась к Болонской декларации и стала участницей Болонского процесса на встрече европейских министров образования, состоявшейся в Берлине 19 сентября 2003 года.
Основные задачи Болонского процесса заключаются в следующем:
• Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
• Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
• Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
• Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
- для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
- для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
• Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
• Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
В процессе активно участвуют национальные министерства образования, сеть информационных центров по признанию дипломов, Европейская комиссия, университеты стран ЕС, Конфедерация ректоров ЕС и Ассоциация Европейских университетов.
То есть система
образования в России должна измениться. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.
Конечно, существует ряд плюсов и минусов о нашей вписанности в Болонский процесс. Но мы уже в нем. С этого года за исключением очень небольшого ряда специальностей, все система высшего образования переходит на систему бакалавриата и магистратуры. В моей группе магистратуры учиться девочка-тайка, как раз из-за этого самого Болонского процесса.