[400x300]Явления возникают в двух видах:
Сейчас мы признаем за этими двумя типами явлений присущую им реальность. Мы воспринимаем их как объекты, наделенные истинной реальностью, и также приписываем это качество субъекту – "я". Такая субъект-объектная двойственность фиксируется на явлениях, и они кажутся само-замкнутыми, скованные нашей верой в их реальность.
Как можно освободиться от этих пут? Позвольте явлениям быть "самоосвобождающимися". Это значит, что мы не отрицаем их, но так же и не утверждаем их. Явления – просто то, что они есть, вне всяких концепций.
Чтобы суметь принять такую срединную позицию, надо понять, как сказано, что ум – "господин явлений". Когда видимость возникает, и мы утверждаем ее реальность (то есть мы убеждаемся в ее действительном существовании), то именно ум делает такое утверждение. Если же мы отвергаем ее реальность, то именно ум делает такое отрицание. Явления сами не утверждают, ни отрицают себя: это лишь ум принимается приписывать им существование или несуществование. Если же теперь взглянуть на суть самого ума, то мы не сможем ничего обнаружить. Мы не способны распознать в нем что-либо определенное: его сущность невыразима, она пуста.
Когда ум не пребывает в своей сущности, мы можем верить, что явления действительно существуют или же что они совершенно лишены существования. Равно и сущность человека, который утверждает или отрицает не может быть идентифицируемым объектом – "вещью", которую можно обнаружить. Не имея подлинного существования, она пуста. А потому мы не впадаем в этернализм, то есть веру в ум, как индивидуальную сущность, и в реальность эго. Это не значит, однако, что есть лишь ничто – всецелое несуществование. В этой самой пустоте возникают все явления и все мысли. А потому мы не впадаем в крайность нигилизма.
В таком видении, свободном от двух этих крайностей, явления самоосвобождаются, будучи свободным выражением пустоты ума. Таково "видение" Ченрезига – Великого Милосердного.
Источник