[показать]КУ: Да, конечно, это одна сторона проблемы. Другая же – и она беспокоит меня гораздо больше – заключается в том, что есть учителя, имеющие вполне адекватный опыт пребывания в сатори. Но интерпретирующие этот опыт при помощи все тех же вышеописанных убеждений. Т.е.,
они понимают свой опыт сквозь призму убеждений бумеритов, того самого злобного зеленого мема, плюралистической флатландии. Это просто выбивает из колеи.
ЭК: Знаешь, на протяжении многих лет я наблюдаю, как
люди, находящиеся на самых разных уровнях развития, получают очень похожий или даже одинаковый духовный опыт. Но понимают его абсолютно по-разному. И поэтому мне стало ясно, что способ, которым мы интерпретируем наш опыт, фактически намного важнее самого опыта, что мы имеем.
КУ: Мне кажется, что крайне важно и то и другое. И то,
как мы интерпретируем наш опыт, оказывает большое влияние на опыт. То, что я пытаюсь сделать во многих своих работах – это разработать некую схему различных состояний сознания. У этой схемы есть два основных компонента. Это уровни, или стадии, развития сознания и состояния сознания.
И
ты можешь находиться в грубом, тонком, каузальном или недвойственном состоянии сознания, но все они неизбежно будут пониматься с точки зрения той стадии развития, на которой ты находишься.
Таким образом, с точки зрения развития сознания ты можешь находиться на традиционном уровне, или на современном уровне или на постсовременном уровне, или на интегральном уровне, и ты можешь иметь опыт пребывания в тонком или даже недвойственном состоянии,
но интерпретировать этот опыт ты будешь через призму того уровня, на котором находишься.
Поэтому если ты находишься на зеленом уровне развития сознания, ты можешь находиться в сатори очень глубоко, но будешь интерпретировать это состояние с плюралистической, крайне плоской точки зрения.
ЭК: Да, и интерпретация эта будет крайне самовлюбленной или нарциссичной.
КУ: Ну, это обратная сторона плюрализма – нарциссизм, его бумеритская, нездоровая форма. И таким образом мы подходим к бумеритскому буддизму, или бумеритскому шаманизму, или бумеритской веданте и к чему угодно еще того же сорта.
ЭК:
Поскольку в любом случае сатори или мистический опыт будет применен во славу эго.
КУ: Да, увы!
ЭК:
Духовный опыт, который в идеале должен способствовать уменьшению эго и увеличению прозрачности, на самом деле становится своей противоположностью – укрепляет и усиливает эго, что заканчивается просветленным нарциссизмом.
Читать диалог онлайн.