
"Незваный гость
7 декабря 2008 г. греческое агентство церковных новостей «Romfea», сославшись на эксклюзивную информацию из Константинопольской Патриархии, сообщило важную новость – на похороны усопшего Московского Патриарха Алексия II во главе делегации намерен прибыть Константинопольский Патриарх Варфоломей. Чуть позже то же агентство распространило и официальное заявление Патриархии, в котором говорится, что решение о визите Варфоломея в Москву принято на чрезвычайном заседании Константинопольского Синода.
С одной стороны, приезд Вселенского Патриарха на похороны умершего собрата может показаться событием как бы само собой разумеющимся. Но только для тех, кто не искушен в тонкостях церковной дипломатии и ничего не знает о взаимоотношениях двух Патриархатов. Для тех же, кто наслышан о борьбе Нового и Третьего Римов за влияние во Вселенском Православии, новость о визите Варфоломея в Москву звучит, как сенсация.
Многие годы взаимоотношения Константинополя и Москвы отравляет соперничество за первое место и влияние на православный мир. Константинополь основывает свои права первенства на канонах (правда, не вполне однозначных), исторической традиции, поддержке ряда Поместных Церквей (в первую очередь – греческих). Не формальным, но весомым аргументом в его пользу также является поддержка американской администрации, на которую, в свою очередь, влияет греческая диаспора в США.
Московский Патриархат, формально пятый в списке Поместных Церквей, реально является первым по количеству приходов и верующих. Его структуры разбросаны по всему земному шару. И за его спиной стоит Кремль. Все это вдохновляет РПЦ считать себя главной Православной Церковью в мире.
Свою роль в затягивании этого межцерковного узла сыграла и история. Русская Церковь до середины XV века была частью Константинопольского Патриархата. Но после падения Византии она стала не просто самостоятельной – она стала воспринимать себя самодостаточной. Хотя православие было принято «от греков», но в сознании жителей Московии после Флорентийской унии с католиками в 1439 г. и захвата турками остатков Византии в 1453 г. это православие «испоганилось». На несколько столетий Московская держава стала единственным независимым православным государством, куда оскудевшие восточные иерархи, богатые историей, но нищие казной, ездили за царской милостыней. В XVIII – XIX веках Российская империя взяла на себя роль политического покровителя православных народов. Среди этих народов были и греки, охотно принимавшие помощь, но не забывавшие о том, что от них пошло крещение Руси.
Революции в России и Турции поставили Церковь в этих государствах в новые условия. Русская Церковь не только потеряла поддержку государства, но и оказалась на грани истребления. Константинопольская же патриархия, хоть и пережила трудные годы, но смогла сконцентрировать в своих руках влияние на греческую часть Вселенского Православия.
С началом войны бывший семинарист Сталин отказался от идеи уничтожения Церкви. Вместо этого он решил использовать ее возможности как внутри страны, так и за ее пределами. Там, где не могли действовать дипломаты-коммунисты, использовали церковную дипломатию. Кульминацией сотрудничества должен был стать новый «Вселенский собор» в Москве в 1948 г., призванный утвердить главенствующее положение Московского Патриарха в мировом православии. Усилиями Константинополя, помноженными на поддержку Америки, этот план был сорван. А противостояние между двумя Патриархатами стало частью «холодной войны».
Падение Советского Союза вдохновило Вселенский Патриархат с новыми силами взяться за утверждение своего доминирования. Константинополь взял под свою юрисдикцию Украинские Церкви в Канаде и Америке, считавшиеся Московским Патриархатом раскольниками. Затем была восстановлена юрисдикция Константинополя над Эстонской Церковью. Последний шаг был воспринят особенно болезненно, так как Эстония – родина почившего Патриарха Алексия, место его священнического и епископского служения. Как результат – несколько месяцев между Русской и Константинопольской Церквями не было молитвенного общения.
Смерть просоветских Александрийского и Иерусалимского Патриархов вернула возглавляемые ими Церкви из круга влияния РПЦ в фарватер панэллинизма. Из лагеря противников в лагерь сторонников Константинополя попала и Грузинская Патриархия. Даже в Болгарии и Сербии – традиционных оплотах московского влияния – все сильнее стали проявляться грекофильские настроения. На этом фоне уход епископа английской епархии РПЦ Василия (Осборна) в юрисдикцию Константинополя вообще выглядит лишь досадным инцидентом.
Но главная линия противостояния двух Римов пролегла по Украине. Начиная с 1990 года, когда в этой республике развернулось движение за независимость Церкви от Москвы, Константинополь дает понять, что не признает законным переход Киевской Митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 г. и называет себя «Матерью-Церковью» для Украины. Украинские автокефальные юрисдикции (УАПЦ и Киевский Патриархат), объединяющие по разным оценкам от одной трети до более чем половины всех украинских православных верующих, наладили с Константинопольским Патриархатом достаточно тесные отношения. Последний, хотя и не признает их официально, но так же официально их и не осуждает, утешая надеждами на будущее.
И в Москве, и в Стамбуле отчетливо понимают, что влияние на Украину – ключ к влиянию на все мировое православие. Поэтому формальное празднование натянутой даты 1020-летия крещения Руси превратилось в «битву титанов». Варфоломей дал понять, что готов принять не признанные Москвой автокефальные Церкви в свою власть – как это раньше было сделано с украинской диаспорой. Москва же осознала, что такой шаг грозит ей полной утратой влияния на Украине и не только, а потому сделала все возможное, чтобы предотвратить его. Ценой стало вынужденное служение Алексием II совместной литургии в Киеве, признание, что Константинополь имеет право на участие в разрешении украинского церковного вопроса, и, наконец – поездка в октябре сего года в Стамбул на Всеправославное совещание, видимым образом засвидетельствовавшее первенство Варфоломея в православном мире.
На этом фоне личное участие Патриарха Варфоломея в похоронах Алексия II – более чем неприятный сюрприз для Москвы. Ведь не далее как в воскресенье, 7 декабря, «Вести недели» представили российским зрителям совместную июльскую интригу Варфоломея и украинского президента Ющенко, как одну из главных причин скоропостижной смерти Московского Патриарха, ценой своего здоровья защитившего Украину от «помисной цэрквы». За последние полгода в российской церковной и даже светской прессе Вселенский Патриарх стал чуть ли не главным олицетворением «коварного Запада», пытающегося уничтожить «русский мир».
И теперь он – впервые с начала 90-х – приезжает в Москву. И не просто приезжает – а с намерением возглавить церковный обряд похорон Патриарха Алексия. По канонам Патриарх Варфоломей имеет на это полное право, но, учитывая государственный статус похорон, – вряд ли именно его в Московской патриархии и Кремле хотели бы видеть на первом месте среди отпевающих Патриарха владык. Наверное, по этой же причине в Москву не приезжают три других Восточных Патриарха, старших по чести, чем глава РПЦ, – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Чтобы вся честь доминировать в телевизионной картинке досталась только Местоблюстителю Московского Патриаршего Престола.
Вслед за церковными источниками российские СМИ как бы между прочим сообщили о приезде в Москву Вселенского Патриарха. Намного больше внимания было уделено Грузинскому Патриарху и его служению панихиды у гроба Алексия II. Но незваный приезд Варфоломея – событие для будущего РПЦ не менее значимое, чем, например, избрание митрополита Кирилла Местоблюстителем Престола.
Интересно будет увидеть, какое место все-таки отведут гостю из Стамбула на завтрашних траурных мероприятиях. Сможет ли Патриарх Варфоломей в очередной раз подчеркнуть свое первенство во Вселенском Православии или все закончится грандиозным дипломатическим скандалом, последствия которого могут серьезно отразиться на будущем РПЦ?
Сергей ИЛЬИН,
8 декабря 2008 Москва"
«Украинское Православие» - открытое информационно-аналитическое издание, целью которого является поддержка образования единой Поместной Православной Украинской Церкви и становления Киевского Патриархата. «Украинское Православие» не является официальным изданием.
http://www.uaorthodox.info/ru/catalog/Publikatsiyi/Analitika/Nezvaniy_gost.html
Церковные расколы в новейшей истории Украины. Хронология www.lavra.ua/index.php