• Авторизация


Тонализм 16-05-2017 21:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тонализм сравнивают с джазом. Потому что и тот, и другой звучат по-американски, потому что одна несложная тема, один простой цвет разворачиваются здесь бессюжетно, эмоционально, виртуозно, во множестве оттенков и нюансов. Как клубная импровизация: короткая музыкальная фраза, перекатывающаяся в бесконечных вариациях, или белое платье на белом фоне, белые тени на белых стенах.

Тонализм — это даже не художественное направление и не объединение, а живописная тенденция, набор идей, манера, проявившаяся в 1880—1910 годах в Америке. Отдельного художника редко называют абсолютным тоналистом, но уверенно отыскивают в его галерее несколько тоналистских работ. Тонализм стал символом перехода от академизма к модернизму в Америке, дополнительным, запасным выходом в современное искусство в обход импрессионизма.

Термин «тонализм» никто, конечно, в конце XIX века не употреблял. Его придумала Ванда Корн, историк искусства, только в 1972 году. А сами художники, когда желали присвоить собственным поискам название, чаще всего говорили «люминизм» (от латинского — «светящийся»), не отделяя себя пока от предшественников-пейзажистов 1850—1870 годов.

[700x463]

Джордж Иннесс "Ниагара" 1894, 76×114.3 см


Настроение, а не впечатление

Размытые очертания предметов, зыбкие состояния, туманы, дымки, отражения, видимые, выразительные мазки. На первый взгляд кажется, что тонализм — только разновидность импрессионистского взгляда на мир. Ничего подобного. Это взгляд не только с другой стороны океана, но и изнутри другой художественной истины. По правде говоря, состояния природы, перемены освещения, точность цветовых сочетаний художников-тоналистов не интересовали. Они внимательно наблюдали за природой, делали пейзажные зарисовки, но приносили эскизы в мастерскую — и использовали их только как воспоминания о собственном неповторимом настроении, эмоции, пережитой в момент созерцания пейзажа. Простая передача факта их не интересовала, лишние детали, которые не остались в памяти, считались несущественными. У каждого воспоминания — особая тональность, особое настроение, наконец, особое духовное переживание, которое и становится в конце концов основой картины.

[700x466]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Симфония в белом, № 3" 1867, 52×76.5 см



Сумерки и музыка

Тонализм легче всего опознать по колористическому решению: один доминирующий цвет-настроение или несколько близких, неконтрастных цветов, сумеречных, приглушенных, гипнотических. Свет рассеян — и пробивается сквозь насыщенный воздух как через осязаемую, плотную субстанцию.

Тоналисты не ищут яркого солнечного света, как французские импрессионисты. В поисках смысла времени и смысла места они выбирают промежуточные состояния природы: сумерки, заря, туман, морское влажное марево. Определяя место человека в мире, выбирают фоном к портрету пустые стены или бесконечную сумеречную глубину заднего плана, спокойное одиночество и отстраненность. Тонализм — замысловатый, авангардный подход к изображению окружающего мира, отвергающий как академическое копирование натуры, так и импрессионистскую живописную объективность сиюминутности.

[560x700]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Ноктюрн: Серый и золотой - канал, Голландия" 1880-е

[700x573]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Ноктюрн в синем и серебряном. Челси" 1871

[700x463]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Ноктюрн: Синий и серебристый - Огни Кремона" 1872

[700x445]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Ноктюрн: синий и серебряный. Баттерси Рич" 1870-e

[526x700]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Пристань в Челси: Серый и серебро" 1875



Джеймс Эббот Макнейл Уистлер — самый первый и последовательный художник-тоналист. Американец-космополит, проживший большую часть жизни в Лондоне и Париже, учился в Париже у Глейра и писал рядом с французскими импрессионистами. Уистлер изобретателен и умен, эстетствующий гений с отвратительным характером, он придумывает называть картины музыкальными терминами: аранжировка, ноктюрн, симфония. Он выносит сюжетное описание картины или имя портретируемого за скобки. Цвет и гармония цвета — настоящее содержание картины, сюжет — только повод. Это прежде всего «Ноктюрн в сером и золотом», ах да, это еще и снег в Челси.

Джеймс Уистлер уехал из Штатов в 1855 году и никогда больше не возвращался. Но именно он, транснациональный художник, выработал уникальную собственную манеру, развиваясь внутри французского импрессионизма — и возродил, взрастил в этой манере отчетливо «американскую интонацию». Российский искусствовед Михаил Герман сказал об Уистлере: «Этот художник, так мало проживший на родине, стал, рискнем предположить, для американской живописи едва ли не тем же, чем Мане — для французской».

В Лондон и в Париж к нему приезжают учиться молодые американские художники. В течение двух лет он преподает для «пяти калифорнийских девушек» — так в прессе называли юных художниц из Сан-Франциско, которые учились у Уистлера в Париже и получали от мастера нарочито больше внимания и расположения, чем ученики мужского пола.

Франко-англичанин Джеймс Уистлер, французы-барбизонцы, американский пейзажист Джордж Иннесс и еще калифорнийские туманы — это исчерпывающий список истоков американского тонализма.

[700x464]

Джордж Иннесс "Форель Брук"


По погодным условиям

Американский искусствовед Харви Джонс утверждает, что тонализм — манера, рожденная под воздействием двух мощных живописных влияний и одного климатического. Это объясняет, почему территориально тонализм обосновался на берегу Тихого океана, в северной Калифорнии.

Первое влияние — это, конечно, Джейсмс Уистлер, у которого учился Артур Фрэнк Мэтьюс. Вернувшись в Сан-Франциско, Мэтьюс преподает в Школе дизайна Марка Хопкинса при Институте искусств. Со временем он станет директором института и вдохновит манерой Уистлера не только студентов-живописцев, но и будущих монументалистов, дизайнеров. Жена Мэтьюса Люсия была одной из тех «пяти калифорнийских девушек», к которым Уистлер в Париже благоволил.

Второе влияние — живопись американца Джорджа Иннесса, замысловато замешанная на академической традиции и находках французских художников-барбизонцев, а также Камиля Коро. Иннесс учился в мастерской по гравированию географических карт, после чего всегда стремился к топографической точности пейзажа, и всерьез проникся учением Эммануила Сведенборга, благодаря которому складывалось его мистическое мироощущение: все элементы зримого мира — эманация Бога. После 1880 года живопись Иннесса — чистый тонализм.

И, наконец, третье влияние — влажный климат Калифорнии с его утренними и вечерними туманами и дымками. В Калифорнии нет резкой смены времен года, пейзажи круглый год не меняют цвета: серо-зеленые эвкалипты и оливы, выгоревшая, выцветшая охристо-зеленоватая трава, серые туманы.

И пока на другом океанском берегу Америки, недалеко от Нью-Йорка, в знойной летней художественной школе в Лонг-Айленде, под ярким солнцем Уильям Чейз демонстрирует студентам особенности импрессионистской живописи, художники-тоналисты в северной Калифорнии смешивают на палитре все оттенки серого, табачно-охристого и глубокого синего.

[643x700]

Артур Фрэнк Мэтьюс "Весенний танец" 1917

[700x321]

Уильям Кейт "Сумерки" 1888



Тоналист Уильям Кейт рассказывал на лекции в Калифорнийском университете: «Когда я начал писать, я не мог найти достаточно высоких гор и достаточно захватывающих закатов, к которым стремилась моя кисть. Но со временем, приобретая опыт, я научился довольствоваться простой натурой: небом, холмами, несколькими деревьями. И теперь мне этого совершенно достаточно, чтобы выразить любое переживаемое мной чувство».
Правильная тональность
Картины калифорнийских художников-тоналистов разошлись по национальным американским музеям и частным коллекциям, о них мало слышали европейские любители искусства. Чаще всего в связи с этим -измом вспоминают об одном только Уистлере. Но в американской искусствоведческой традиции, говоря о тонализме, имеют в виду целое поколение художников, настроившихся под влиянием Уистлера на особую лаконичную, созерцательную живописную тональность. Это и Артур Мэтьюз, и его жена Люсия, и Уильям Кейт, о которых уже шла речь. И еще несколько важных, заметных художников.

Ноктюрны. Сам Уистлер говорил, что единственный художник, который может писать ноктюрны, это Чарльз Ролло Питерс. Его называли Принцем Тьмы и Поэтом ночи. Он писал только ночные пейзажи, неразличимо темные или залитые лунным светом, развалины Сан-Франциско после землетрясения в 1906 году и прибрежные виллы в заливе Монтерей.

Симфонии. Готтардо Пьяццони любил закаты и время восхождения луны. У него был личный лунный календарь и семейная традиция — каждый вечер Пьяццони выводил родных на высокий холм рядом с домом встречать появление луны. Он работал в основном с декоративными фресками — и архитектурные особенности этой живописной основы упрощали работы Пьяццони: он корректировал перспективу, стилизовал формы, выводя их часто в абстракцию, и ровно и чисто накладывал тихие цвета, серый, коричневый, синий.

[492x700]

Готтардо Пьяццони "Эскиз мурала" 1912

[700x474]

Чарльз Ролло Питерс "Ноктюрн. Улица" 1899


Аранжировки. Наполовину мексиканский индеец, наполовину испанец, Хавьер Мартинес наряжался в синие рубашки и красные галстуки, носил длинные волосы. Артур Мэтьюс, преподававший Мартинесу в школе дизайна, рекомендовал своему юному студенту идти прочь и расписывать вагоны. Но Хавьер оказался редким упрямцем — закончил школу, получил стипендию на обучение в парижской Школе изящных искусств. И в Париже, и по возвращении в Сан-Франциско, Мартинес кутит, эпатирует, путешествует, собирает в мастерской богемную публику. И при этом 50 лет, не отступая и не бунтуя, пишет тихие, гипнотические, сонные и умиротворяющие картины.

[700x569]

Хавьер Мартинес "Индеец рядом с кивой"

[687x700]

Хавьер Мартинес "Вечер в Пьемонте" 1908



Тоналистские картины легко находятся в галереях американских художников, писавших по большей части в импрессионистской манере — в снежных пейзажах Джона Твахтмана или ночных городских пейзажах Чайльда Гассама. Но чистый тонализм, эта характерная, самобытная западно-американская линия в новом искусстве, тускнеет уже к 1920-м годам. Новые поколения художников экспериментируют с сюрреализмом, абстрактной живописью, фовизмом. Америка, молодая страна без многовековой академической традиции, легко подхватывает европейские живописные эксперименты и параллельно наращивает основательную национальную реалистическую оболочку.

[496x700]

Чайльд Гассам "Ноктюрн, железнодорожный переезд, Чикаго" 1893

[700x700]

Джон Генри Твахтман "Снег" 1896



Тонализм: шпаргалка
Художники, чьи работы близки этому направлению:
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, Уильям Кейт, Артур Мэтьюс, Джордж Иннесс, Готтардо Пьяццони, Артур Аткинс, Хавьер Мартинес, Чарльз Ролло Питерс, Томас Уилмер Дьюинг.
Знаковые картины

[700x554]

Джеймс Уистлер "Симфония в сером и зеленом. Океан" 1866


Джеймс Уистлер. Аранжировка в сером и черном № 1. Портрет матери. Эстетский психологизм, дотошное равновесие и почти математически блестящая композиционная схема. Та же спокойная, химически выверенная гармония — в минималистичном живописном решении. Очень смело. И при этом основательность и внимание к быту, ощущение монументальности места — очень по-американски.

[700x622]


Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника" 1871, 144.3×162.5 см


Джеймс Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета. Почти абстрактная картина с едва опознаваемыми фигурами, ускользающий призрак реальности, а не реальная ночь с фейерверком, густой черный цвет и рассеянный, готовый исчезнуть свет. Лучше всего подходит для контрастного сравнения тонализма с импрессионизмом.

[525x700]

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер "Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета" 1875, 60.3×46.6 см


Автор: Анна Сидельникова

---
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/2651~Tonalizm_zhivopisnyj_dzhaz



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Благодарю Вас, Александр !!! Прекрасный пост !!!.... и такая редкая тема сегодня -Тонализм
Добрый вечер! Не видел раньше этих картин. А "Форель Брук" Джорджа Иннесса - шедевр.
Спасибо за внимание !
Мне очень нравится эта тенденция в живописи, с удовольствием любуюсь картинами в этой технике. Спасибо!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тонализм | Александр_Ш_Крылов - Дневник Александр_Ш_Крылов | Лента друзей Александр_Ш_Крылов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»