В этом весенне-летнем сезоне Музей Оранжери в Париже выставит в своих залах шедевры из Художественного музея Бриджстоун. Это учреждение из Токио владеет крупной коллекцией произведений импрессионистов, экспрессионистов и послевоенных абстракционистов. На выставке «Шедевры из коллекции Музея Бриджстоун в Токио» почётное место займут работы Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Гюстава Кайботта, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Джексона Поллока и Кадзуо Сираги.
Художественный музей Бриджстоун владеет 2600 работами. Сейчас здание перестраивают, и часть коллекции до осени
переезжает в Париж.
[700x551]
Клод Моне "Сумерки, Венеция" 1908, 73×92 см
[260x368]
Коллекцию Музея Бриджстоун собирали три поколения династии промышленников Исибаси (фамилия в нынешней транскрипции переводится как «каменный мост» или bridgestone по-английски). Патриарх семьи Сёдзиро Исибаси (Shojiro Ishibashi) заложил основы собрания ещё в конце 1930-х годов. Его особо увлекали европейские и американкие художники, а также произведения в западном стиле, созданные после Реставрации Мэйдзи.
Сёдзиро Исибаси (1889 — 1976) с 17 лет руководил семейным портняжным бизнесом, а затем занялся производством шин для автомобилей. В 1931 году он основал компанию Bridgestone. Его интерес к искусству стимулировал Сакамото Хандзиро. Этот художник, писавший в западном стиле, был учителем рисования у Сёдзиро в начальной школе. Он предложил молодому предпринимателю собрать работы Аоки Сигэру — талантливого японского импрессиониста, который умер, не достигнув 30-летия.
Вместе с его картинами важное место в коллекции заняли произведения Фудзисимы Такэдзи.
[467x700]
Фудзисима Такэдзи «Чёрный веер» 1908 — 1909
. Художник написал этот портрет во время своего пребывания в Италии. Очевидно, картина напоминала ему о Европе, поскольку он отказывался с ней расстаться и до конца жизни хранил в своей мастерской
После этого Сёдзиро Исибаси начал покупать произведения западного искусства первой трети XX века. В то же время он пресёк отток выдающихся японских произведений в зарубежные коллекции в период послевоенного восстановления Японии.
Во время поездки в Соединённые Штаты в 1950 году Сёдзиро Исибаси оказался под впечатлением от Музея современного искусства в центре Нью-Йорка. Он немедленно решил перестроить второй этаж нового здания своей штаб-квартиры в Токио под галерею, где шедеврами из его частной коллекции могла бы любоваться публика. В январе 1952 года открылся Художественный музей Бриджстоун. Четыре года спустя предприниматель посчитал, что это учреждение не может быть его личным достоянием и учредил Фонд Исибаси, которому передал практически все собранные произведения искусства. Эти работы стали ядром нынешней музейной коллекции.
[489x700]
Пьер Огюст Ренуар "Портрет мадмуазель Жоржетты Шарпантье" 1876, 97.8×70.8 см
Картина Ренуара «Портрет мадмуазель Жоржетты Шарпантье» стала «лицом» выставки «Шедевры из коллекции Музея Бриджстоун в Токио» в Музее Оранжери
Ныне Художественный музей Бриджстоун может похвастать работами таких художников, как Камиль Коро, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Пауль Клее, Пабло Пикассо, Джексон Поллок и другие. Особое место в коллекции занимает полотно Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар и Шато-Нуар».
[700x557]
Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар и Шато-Нуар" 1906, 66.2×82.1 см
Художественный музей Бриджстоун закрылся 18 мая 2015 года. На его месте в июне 2016 года началось строительство нового здания, которое, как ожидается, будет завершено к июлю 2019-го. На это время экспонаты из коллекции галереи сданы в аренду другим учреждениям.
Одним из ключевых моментов выставки «Шедевры из коллекции Музея Бриджстоун в Токио» в Музее Оранжери станет постоянная связь между работами, их покупателями и историей современной Японии — с тем чтобы, чтобы посетители узнали предпосылки возникновения коллекции Исибаси.
[564x700]
Винсент Ван Гог "Ветряная мельница" 1886, 46×38 см
Выставка «Шедевры из коллекции Музея Бриджстоун в Токио» будет работать в Музее Оранжери
с 5 апреля по 21 августа.
Автор: Влад Маслов