• Авторизация


Любителям Булгакова и "МиМ")))) 23-03-2009 19:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!



«АРХИТЕКУРНАЯ СИМВОЛИКА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

[показать]Булгаков писал «Мастер и Маргариту» с 1929 по 1940 год. Написанию этого романа автор отдал все последние годы своей жизни (он умер в 1940 году). «Мастер и Маргарита» – сатирическая летопись той городской жизни 20-30-х годов, которая была доступна широкому художническому взору писателя. Но это не просто повторение традиций классической сатиры. Жанровая исключительность произведения – в дерзком сплаве гротеска и величавого, эпопейного экскурса в многовековую легенду.

Антитеза добра и зла – вот где главная общность несхожих и неслиянных сюжетов. Если рассматривать одну только Маргариту, то с одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой – ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щётке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стёкла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая вёдра воды в ящики его письменного стола. Это говорит о том, что сущность Маргариты принадлежит и тому, и другому миру.
Эту сущность можно объяснить с помощью символов, которые невооружённым глазом в романе можно и не заметить, но они, бесспорно, есть, как есть они везде. Наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть символы на примере архитектуры в романе «Мастер и Маргарита», они не только напрямую связаны с человеческой сущностью, но и могут охарактеризовать человека с разных его сторон. «Мир не знал более странной архитектуры».
Но прежде нужно дать определение символу. Определения и анализ природы символов и символизма встречается слишком часто, согласно Хуану Керлоту и его «Словарю символов». Но мы рассмотрим лишь некоторые в пределах сравнительного анализа.
Для индуистского философа Ананды Кунарасвами символизм есть «искусство мыслить в образах» – искусство, ныне утраченное цивилизованным человеком.
Диль считает символ «точным, кристаллизированным средством выражения», по своей сути соответствующим внутренней жизни в противоположность внешнему миру.
В символе также очевидно проявляется связь между творением и Творцом. Жюль Ле Белль напоминает, что «всякий сотворённый объект есть как бы отражение божественного совершенства, естественный и могущий быть воспринятым знак сверхъестественной истины».
Язык образов и эмоций базируется на чётко выкристаллизовавшихся средствах выражения, раскрывающих трансцендентные истины, как внешние по отношению к Человеку, так и внутренние для него (мысль, порядок вещей, психическая эволюция, предназначение души).
Согласно, «изумрудной скрижали» тройственный принцип аналогии между внешним и внутренним миром состоит в:
1. общем истоке обоих миров
2. влиянии психического на физическое
3. влиянии физического мира на духовный.
Аналогия, однако, состоит не только в соотношении между внутренним и внешним миром, но и в отношениях между различными феноменами физического мира.
Следует добавить, что символизм имеет широкую толковательную и творческую функцию, как систему чрезвычайно сложных отношений. Одним из доминирующих факторов её всегда является полярность, соединяющая физический и метафизический мир.
Рассматривать значения символов в романе «Мастер и Маргарита» следует начать, пожалуй, что с самого главного символа в романе, с образа дома.
Согласно «Словарю символов» Керлота дом, прежде всего как жилище, вызывает богатейшие ассоциации с телом и мыслью (т.е. жизнью) человека, как было эмпирически подтверждено психоаналитиками. Тейер поясняет это тем, что образ дома представляет собой различные уровни души. Фасад здания означает внешний облик человека: его личность или его маску. Значение этажей определяется вертикальной или пространственной символикой. Крыша и верхний этаж соответствуют голове и разуму, а также сознательному развитию самоконтроля. Следовательно, подвал ассоциируется с бессознательным и инстинктами. Лестницы – соединения различных уровней души, однако, их конкретное значение зависит от того, восходящими или нисходящими они являются. В конечном счёте, как уже сказано, дом ассоциируется с человеческим телом.
Платон в «Тимее» и Плотин в «Эннеадах» разрабатывают идею, что душа является страницей на земле, что она спустилась вниз из вселенной на землю за грех, «претерпела падение» в материю, и что она даёт начало процессу жизненного роста.
Здесь следует обратиться к библейскому мифу об изгнании Адама и Евы из рая: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», т.е. человек утратил своё райское состояние, в наказание за грех Бог облёк Адама и Еву в одежды кожаные, т.е. тело. Человеческая природа трёхчленна, а телесное – это одно из составляющих этой природы, животное начало. Телесное составляет первый этаж дома Маргариты в романе Булгакова, где живёт Николай Иванович, который в последствии превратился в борова, посредством чудесного крема. «Она летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточённо молотящем воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на на шнуре, а шляпа то и дело наезжала борову на глаза. Хорошенько всмотревшись, Маргарита узнала в борове Николая Ивановича…».
Второй этаж, на котором проживает сама Маргарита, символизирует духовное. Недаром домработница Наташа называет хозяйку: «Душенька!». В Маргарите мало животного. «Половая щётка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щётку верхом». Щётка ассоциируется здесь со щетиной. Щетина атрибут животного, телесного. Маргарита должна перебороть свою телесную природу, вскочив на щётку. Телесное искажает человеческую жизнь. Маргарита разоблачается, скидывает с себя всю одежду, чтобы вернуть себе райское состояние.
Как уже говорилось, перед тем, как изгнать Адама и Еву из рая, Бог облачил их в одежды кожные, т.е. телесное, по сути, транспорт для души. Согласно «Словарю символов» Керлота «всякое средство передвижения является выражением тела». Только у некоторых людей, телесное так и остаётся транспортом, как у Маргариты, а у некоторых перерастает в сплошное телесное, которое постоянно поощряется.
Если обратиться к другому зданию в романе Булгакова, к дому Грибоедова, здесь как раз можно увидеть пародию на культ пищи, обжорства, приём пищи для человека превращается в наслаждение, а смысл его существования сводится к одному, как бы прокормиться. Т. е. Как уже говорилось, человек поощряет в себе животную природу.
На втором этаже дома Грибоедова располагались комнаты с надписями на дверях «Рыбно-дачная секция», «Однодневная творческая путёвка», «Перелыгино», «Касса» и т.д. Но главной комнатой, куда постоянно толпился народ, была комната с надписью на двери «Квартирный вопрос». Человек сам себя отождествил с телом. Он занят только потреблением. Он постоянно поддерживает в себе телесное, услаждая организм едой или «охотясь» за квартирами, тратит всё время, силы и деньги на обустройство нижнего этажа. «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны, ну что ж, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их».
Мы уже определили, что первый этаж дома – это тело, второй – душа, ну, а крыша олицетворяет дух. «Домик, который был размером с горошину, разросся и стал, как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом чёрного дыма. А стенки рухнули, так, что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил чёрный дым». Здесь Булгаков говорит о трёхчленной человеческой природе. Мы видим, что стенки домика, т.е. телесное – смертно. А крыша – дух взлетает вверх, после смерти он бессмертен.
Этот символический дом, как уже говорилось, состоит из двух этажей. Если обратиться к Керлоту, то число два она растолковывает так «два ассоциируется с центральным пунктом символического превращения и включает два противоположных полюса: добра и зла, жизни и смерти. Противоположность или переживание человеком уединённого существования с сопутствующими проблемами, с раздвоенностью и внутренней борьбой». В этом толковании мы находим ту самую раздвоенность человека на телесное и духовное. Телесное олицетворяет один полюс – полюс зла и смерти, нижний этаж дома. А духовное олицетворяет второй полюс – полюс жизни и добра. Получается, что человек поощряя в себе телесное, поощряет в себе зло. В этом можно увидеть некоторую победу добра над злом, т.е. как мы уже говорили, тело после смерти умирает, а т.к. телесное – это зло, то получается, что зло умирает. А духовное – добро, возносится к небесам.
Полярность можно также рассмотреть на примере дома литераторов. Дом, населённый писателями и критиками символизирует двуединство, полярность, которая является основой мироздания, основой жизни: духовное – телесное, добро – зло, рай – ад, Христос – Сатана. Писатели в этом доме олицетворяют Христа, а критики – Сатану. Критик от греческого criticos – тот, кто противостоит. Ибо в других религиях, кроме православной, Сатана не олицетворяет абсолютное зло, он всего лишь противостоит Христу, и даже вхож в его окружение.
Если обратиться к квартире Лиходеева, которую Воланд на одну ночь превратил в огромный дворец, то он тоже символизирует некую полярность. Чтобы растолковать значение символа – дворца, мы также обратимся к словарю Керлота. «В каббалистической символике дворец расположен на пересечении шести направлений пространства, который вместе с этим центром, образует седмицу. Таким образом, он является символом оккультного центра. Также дворец символизирует ту скрытую связь, которая соединяет человека с его началом и концом». Начало – это то состояние, в котором человек приходит в этот мир, у человека ещё совсем мало телесного. Задача Булгакова в романе показать, что произошло с человеком после изгнания из рая, и есть ли возможность возвращения в начало, когда душа преобладает над телесным. Автор подаёт надежду, что когда-нибудь в любой заданный момент может произойти инверсия движения человека вниз и внутрь: его душа вспомнит о том, что её происхождение находится вне пространства и времени, вне мира живых существ, объектов и даже образов, и тогда в ней проявится тенденция к подавлению всего телесного и начнётся её восхождение к своему происхождению.
Восхождение в словаре Керлота означает, что человек трансцендирует себя и достигает всех космических уровней. Восхождения в романе описываются только по лестницам, поэтому мы обратимся и к значению лестниц. Этот символ широко распространён в иконографии во всём мире. Он охватывает следующие главные идеи: восхождение, градацию и связь между различными вертикальными уровнями. Восхождение можно понять как в материальном, так и в эволюционном и духовном смыслах. Ступени – весь космос есть путь восхождения к духу. В романском искусстве и вообще мировоззрении лестница являлась символом отношений между мирами. Внутри пространственной символики уровня есть три градации, определяется три различных мира (земной, или промежуточный, небесный, или высший, и мир дьявола, или низший мир). Вот почему утверждается, что ступени являются очевидным образом «прорыва» через уровни существования с целью открыть путь из одного мира в другой, устанавливая отношения между небесами, землёй и адом (или между добродетелью, пассивностью и грехом). Поэтому ступени, расположенные ниже уровня земли, ведут в царство дьявола, т.е. схождение духа в мир тела. Здесь можно привести в пример Понтия Пилата, который спускался в толпу, в человеческое море по лестнице. В противоположность ему ставится Маргарита «она была в высоте, из под ног её вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром. По лестнице вверх поднимался поток». Это означает, что Маргарита идёт по пути своего преображения, она стоит на вершине этой лестницы. Но самое главное в том, что взбирались по лестнице многие: Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой улице, которому надоели мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счёт претендентов на квартиру Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя покойного Берлиоза, который хотел завладеть квартирой племянника, Андрей Фокич Соков, буфетчик Варьете, который жаловался Воланду на то, что к нему в буфет приходят люди с червонцами, которые слетели с потолка во время сеанса мага, и которые, в последствии, превращаются в резаную бумагу. Воланд, так или иначе, безжалостно сбрасывал всех вниз в прямом или переносном смысле, но так или иначе они оказывались внизу, а Маргарита смогла подняться вверх, подняться и остаться на этом верху. Она начала свой путь восхождения к вершине, к высшему миру, к своему происхождению.
Также можно описать некоторые символы, которые так или иначе связаны с символическим домом и природой человека.
Например, сад. Сад в романе Булгакова фигурирует во многих эпизодах и описаниях. Сад у дворца Ирода, сад у Варьете, улица Садовая, райский сад, из которого были изгнаны Адам и Ева. В словаре Керлота сад – место подчинения, упорядочивания, отбора и ограждения. Как уже говорилось, человек ограждает себя, обосабливается от других людей. Мылит себя как личность, но тратит все свои средства на обустройство нижнего этажа.
Рассмотрев некоторые символы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы видим, что человеческая природа не так уж проста, что у каждого человека она проявляется по-разному. У кого-то, конечно же, у большинства, преобладает телесное, а у кого-то, кто развивается духовно, духовное.
Заканчивая повествование, мы можем сказать, что автор вполне показал нам на примере Маргариты, что есть у человечества возможность возвращения к тому состоянию, которого он лишился за грех. Но у каждого человека эта возможность разная. В романе этого удостоились только Мастер и Маргарита, и поэтому их можно олицетворить с новыми Адамом и Евой, которые, искупив свой грех, вернулись туда, откуда пришли.

RockBunny 2006
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
28-08-2009-03:06 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
03-10-2009-08:02 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
04-10-2009-08:40 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Любителям Булгакова и "МиМ")))) | RockBunny - This is not hell, it's just a funny farm | Лента друзей RockBunny / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»