Это цитата сообщения
vera_nadezda Оригинальное сообщение200 лет или мистика Николая Васильевича Гоголя
"Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени."
[показать]
Мистика
«Есть божественные озарения, которые изначально направили Николая Гоголя по той дороге, по которой он шел до конца жизни». Так считает Игорь Золотусский — литературный критик, писатель, автор книги «Гоголь», признанной классикой биографического жанра. В специальном интервью «Голосу России» Игорь Золотусский представляет снятый по его сценарию 10-серийный фильм «Оправдание Гоголя». В канун 200-летия со дня рождения великого русского писателя, которое отмечается 1 апреля, российское телевидение показывает премьеру этой картины.
«Наш фильм это не биография, а история души Николая Гоголя», — поясняет Игорь Золотусский. Потому автор обращается к событиям, которые как минимум необычны, если не сказать таинственны. Такова, например, история встречи родителей Гоголя.
[показать]
«Первая серия начинается с истории в Диканьке, — рассказывает Игорь Золоусский. — Однажды во время грозы молния ударила в дуб: дуб сломался, и на его обломке явился образ святого Николая Чудотворца. На этом месте был построен храм, который и сейчас стоит, а икона Николая Чудотворца, поставленная в иконостас храма, нынче хранится в музее. Именно она дала имя Гоголю. И именно перед этой иконой мать будущего писателя молилась о том, чтобы Господь спас ее новорожденного Николая, поскольку двое первых детей умерли, едва родившись. Считайте это метафорой, чудесным предзнаменованием… — как хотите».
«С детства бабушка рассказывала ему историю о том, что когда человек умирает, с небес сбрасывается лестница. По ней душу праведника ангелы поднимают на небо. Если же человек грешен, то душу по той же лестнице опускают в ад. Вот этот рассказ Гоголь помнил с детства – так же, как и рассказ матери о Страшном суде. Недаром образ суда присутствует почти во всех сочинениях писателя — земский ли то суд, губернский или еще выше. Вся эта метафорическая «лестница суда» восходит, конечно, к суду Божьему. Образ лестницы двоился в сознании Гоголя, — обращает внимание Игорь Золотусский. А именно: он хотел служить Отечеству и выбрал юстицию – это была лестница государственной службы, славы, карьеры, о чем, кстати, мечтают все гоголевские герои в невысоком чине. И была та самая лестница, о которой Гоголю рассказывала бабушка, и образ которой жил в его душе. Гоголь быстро, еще в молодости расстался с мечтой подняться по карьерной лестнице. Дальнейшая его жизнь – это подъем по лестнице, ведущей к Богу. И перед самой своей кончиной Гоголь несколько раз произнес: «Лестницу, лестницу…». Я убежден, что ангелы подняли его душу к небу».
[показать]
В жизни Николая Васильевича было много мистических явлений, сам он обладал даром предвидения.
Живет он в многочисленных реминисценсиях разных авторов литературы,искусства.
Во многих творениях срабатывает фактор Дежавю (déjà vu) читаешь или смотришь и думаешь, а ведь это было у Гоголя.
Призрак его образов витает над нами.
Фразу «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» обыкновенно приписывают Достоевскому. Но люди, прочесывающие в поисках этой цитаты полное собрание сочинений Достоевского, ничего не обнаруживают. Это такая же ситуация, как с цитатой «У России две беды – дороги и дураки». Все знают, что это Гоголь, но у Гоголя этого нет.
А с фразой про «Шинель» получилось вот что: в 1887 году в России вышла книга «Современные русские писатели. Толстой – Тургенев – Достоевский», принадлежащая перу французского критика Эжена Вогюэ, который сыграл огромную роль в знакомстве Запада с русской классической литературой. Из этой книги фраза о «Шинели» и стала широко известна. Говорил ли Достоевский когда-либо что-то подобное, никто не знает. Собственно, у Вогюэ во французском тексте говорится, что так сказал один писатель, а уж переводчик «уточнил»: да Достоевский, больше некому. Это выяснил еще в 1968 году советский литературовед С. А. Рейсер, сопоставив перевод с оригиналом. И это тоже мистика!
Связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению.
Гоголь – первым из всех светских писателей стал зачинателем христианской литературы. Он впервые открыто исповедовался перед читателями. Даже Пушкин не позволял себе этого. Именно он открыл дорогу Достоевскому и Толстому, которые выросли на его сочинениях, в частности на «Выбранных местах из переписки с друзьями». А Достоевский тот просто взял все идеи из этой книги и перенес их в свои романы.
Если бы не было Гоголя не было бы Достоевского и М.Булгакова.
Произведения их были бы другими!Попробуйте почитать хотя бы "Мастера и Маргариту" вспоминая Гоголя.Доходит до того,что некоторые открывают для себя Гоголя после чтения Булгакова.
Гоголя похоронили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8).
В 1930 году монастырь был закрыт, кладбище вскоре ликвидировано. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику от советского правительства». Все это явно противоречит завещанию Гоголя: “Не ставьте надо мной никакого памятника, христианина недостойного”.
[показать]
[показать]
Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. А. Булгакова Е. С. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. А. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли камень «черноморский гранит»). Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. А. Булгакова: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью".
[показать]
может быть это легенда,но относится к мистике.
Я открыла для себя Гоголя после прочтения его "Духовной прозы".
[показать]
Невозможно коснуться ВСЕГО, что волнует в связи с именем Гоголя.Я лишь обозначу некоторые моменты.
его стихи
Новоселье
"Невесел ты!" — "Я весел был, —
Так говорю друзьям веселья, —
Но радость жизни разлюбил
И грусть зазвал на новоселье.
Я весел был — и светлый взгляд
Был не печален; с тяжкой мукой
Не зналось сердце; темный сад
И голубое небо скукой
Не утомляли — я был рад...
Когда же вьюга бушевала
И гром гремел, и дождь звенел,
И небо плакало — грустнел
Тогда и я: слеза дрожала,
Как непогода плакал я...
Но небо яснело, гроза бежала —
И снова рад и весел я...
Теперь, как осень, вянет младость.
Угрюм, не веселится мне,
И я тоскую в тишине,
И дик, и радость мне не в радость".
Смеясь, мне говорят друзья:
"Зачем расплакался? — Погода
И разгулялась, и ясна,
И не темна, как ты, природа".
А я в ответ: "Мне всё равно,
Как день, все измененья года!
Светло ль, темно ли — всё одно,
Когда в сем сердце непогода!"
его рисунки:
[показать]
[показать]
фразы ставшими крылатыми:
А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Ах, какой пассаж!
Борзыми щенками брать.
В детстве мамка ушибла.
Глуп, как сивый мерин.
Да благословит вас Бог, а я не виноват.
Дама приятная во всех отношениях.
Есть еще порох в пороховницах.
Живой как жизнь.
Из прекрасного далека.
Исторический человек.
«Э!» – сказали мы с Петром Ивановичем.
Легкость в мыслях необыкновенная.
Мы удалимся под сень струй.
Не вытанцовывается.
Не по чину берешь!
Пошла писать губерния!
Пришли, понюхали – и пошли прочь.
Птица-тройка.
Свинья в ермолке.
Сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы.
Рисовал, рисовал, да и зарисовался.
Городничий - глуп, как сивый мерин...
Унтер-офицерская вдова. Сама себя высекла.
Чему смеетесь? Над собою смеетесь!
.
И какой же русский не любит быстрой езды?
Он вор: хоть он теперь и не украл, да всё равно он украдёт.
Нет уз святее товарищества.
С Пушкиным на дружеской ноге.
Цитаты:
Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище.
Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
Как осмеивать исключения, если еще не узнал хорошо те правила, из которых выставляешь на вид исключения?
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Обращаться со словами нужно честно.
В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!
Уча других, также учишься.
...Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек.
Рисунки Н.В. Алёшиной из книги А.А. Сергеева "Николай Гоголь"
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Фильм Павла Чухрая «Русская игра» по мотивам небольшой пьесы Гоголя «Игроки» демонстрирует, что гоголевская проза и актуальна, и очень кинематографична. Поэтому режиссеры любят Гоголя больше других русских классиков
[показать]
[показать]
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю в Риме.
Анекдоты
Гоголь и Пушкин
Пушкин посоветовал Гоголю написать "Мертвые души". Народ потом читал и восхищался: "Надо же, души мертвые, а выглядят как живые!" Гоголь обрадовался и написал "Живые души". Увы, они выглядели словно мертвые. Гоголь от испуга роман сжёг и собрался на воды лечить нервы.
Пушкин долго смеялся:"Ну, мастер! "Вий" написать не испугался, а от российских живых душ чуть концы не отдал. Эх, не жить тебе, Коля, богатым и беззаботным как Спилберг".
"Мы - не Европа!", - сурово ответил Гоголь, но нервы лечить поехал именно за границу.
Шинель для всех
Гоголь написал рассказ шинель. Рассказ пошел нарасхват. Многие писатели потом бегали на барахолки и покупали схожие шинели для своих литературных героев.
Некоторые литераторы шинели сперва под себя подгоняли, другие брали в расчете на вырост и будущий жирок, самые хитрые покупали шинели на пару размеров меньше и потом говорили:"Все мы выросли из Гоголевской "Шинели"...
Особенно поддался общему соблазну Достоевский.
Однажды Гоголь встретил Достоевского и спросил: "Федя, зачем ты на Раскольникова шинель Акакия Акакиевича нацепил? Парня не жалко?"
"Как ты узнал?" - удивился Достоевский. - "Я Раскольникову для конспирации шинель без мехового воротника подсунул".
"Федя!" - воскликнул Гоголь. - "Жалеть надо бедных, а не нищетой воспитывать. Хоть на воротник не скупись!"
"Беда, Коля", - ответил Достоевский. - "Я одному герою бобрового воротника не пожалел. Получился аристократ и полный идиот, страдающий припадками эпилепсии. Потом от намеков на параллели краснел".
Суров был Достоевский и имел иные взгляды на жизенный уровень народа. Жаль, что за шинелью Акакия Акакиевича такие вещи часто малозаметны. Мода многое скрывает.
Алексей Богословский
http://www.proza.ru/2008/09/01/38
сайт о Гоголе Н.В.
http://gogol.boom.ru/index.htm