• Авторизация


Королева небес: Светлана Капанина 23-03-2010 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[357x385]

Награждена именной медалью FAI, как лучший пилот столетия

Абсолютная Чемпионка мира по высшему пилотажу
1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007


Лётчик-инструктор 1-го класса ОАО "ОКБ Сухого"
Член сборной команды России по высшему пилотажу
Заслуженный мастер спорта России
Заслуженный тренер России

Королева небес

Капаниной восхищаются, перед ней снимают шлемы лучшие пилоты-мужчины, на её "работу" засматриваются военные асы Японии и Испании, Кореи и Франции, Америки и Эмиратов, фотографии Светланы украшают обложки журналов, во многих странах отрыты фан-клубы. Даже столь неэмоциональная Поднебесная замирает, когда на высоте под музыку рычащего двигателя "танцует" наша русская "королева небес". А еще в 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС и газета "Evening Standard" на следующий день вышла с огромным заголовком "Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл".

Ещё бы, ведь сегодня Светлана Капанина - самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, двухкратная чемпионка Европы, неоднократный чемпион России. Только в Чемпионатах мира она завоевала 39 золотых медалей, а, по мнению бывшего Главного тренера Сборной команды Касума Гусейновича Нажмудинова, "запаса прочности" у Светланы еще лет на десять.

Вообще-то, и за меньшие заслуги Родина вручала и вручает "Героя России", но... уж слишком эта хрупкая на вид женщина категорична, непримирима в отстаивании своих представлений о правде и лжи, добре и зле, справедливости и беззаконии. Особенно, когда дело касается её профессиональной и гражданской совести. Многим высокопоставленным функционерам, из-за лени и корысти которых мы практически потеряли спортивную авиацию, доставалось и достаётся от Капаниной при любой возможности: интервью ли это на ТВ или личная беседа с первыми лицами государства.

И откуда такое непримиримое "правдоискательство"? Откуда такое упорство, уверенность в себе у этой родившейся в далёком казахском городке Щучинске дочки простых рабочих? Скорей всего, именно из этого "простого" и чистого детства. Невысокая, худенькая, но вечно чем-то увлекающаяся девочка, сколько помнит себя, всегда любила машины и скорость. В четвёртом классе Светлана выпросила себе мопед, к шестому классу получила звание кандидата в мастера спорта по гимнастике. А ещё втайне мечтала о подвигах бойца спецназа, о чёрном поясе карате, о прыжках с парашютом.

Окончив в 1987 году медучилище, Капанина по распределению приехала в Курган, работала в аптеке. Но разве с её характером жить размеренной тишиной среди пробирок, бутыльков и таблеток? Светлана решилась зайти в местный авиаспортклуб. "Девушка, вы на кого хотите записываться?" - "На парашютистку". - "Давайте на лётчицу, все-таки летать интереснее, чем прыгать". Раз "интереснее", значит интереснее, и через год она уже села за штурвал. Профессиональные азы Капаниной привил Леонид Солодовников, а первым инструктором стал Николай Голубцов.

...Су-26M3 взмывает в небо и, повисев, с отключённым двигателем падает вниз. Оглушающая тишина и снова рёв мотора: самолёт выравнивает полёт уже над самым полем. А затем - виражи, петли, бочки, рассчитанные с точностью до градуса. Нужно без помарок выполнить 12 элементов высшего пилотажа. В правилах чётко прописаны и границы: нельзя опускаться ниже 100 метров и подниматься выше 1000. Но под руками Светланы "сушка", повинуясь штурвалу, не "исполняет элементы", а танцует. С земли тяжёлый самолёт, словно капелька ртути, сверкает и переливается в бескрайнем просторе. Легко, красиво. При этом перегрузка для лётчика "+10", то есть хрупкое, стройное тело невысокой Светланы "весит" более полтонны! Кроме того, Су-26M3 - серийный самолет, с сильным двигателем, который сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Коллеги "витязи" шутят: "летаешь на перине, как "принцесса на горошине"". Смеются, но донести подушки до кабины самолёта помогают.

Она - первая. Это общепризнано. А что, кроме технического мастерства, кроме доведённого до совершенства ремесла, нужно, чтобы стать лучшей в мире? Смелость? Да. Расчётливость? Терпение? Тоже. И ещё воля воля, которая преодолевает боль рвущихся при перегрузках сосудов. Врождённую, природную тягу к лидерству она сформулировала так: "Космонавтом я быть никогда не собиралась, потому что не люблю стоять в очереди".

Она - лучшая. Член сборной РФ, лётчик-инструктор I класса пилотажной группы ЛИиДБ ОКБ Сухого, заслуженный тренер России и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, лауреат премии "Олимпия" и "Слава", дама-кавалер ордена Почета, медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, именной медали "100 лет со дня организации FAI" как лучшему пилоту столетия. Этой медалью, кстати, нашу лётчицу награждали вместе с астронавтом Армстронгом, первым из землян ступившим на поверхность Луны.

А ещё Светлана - мама двоих чудных малышей. И у неё, естественно, спортивная семья. Муж Владимир Степанов - четвёртый дан по карате, заслуженный тренер России и судья Международной категории воспитывает крохотных Пересвета и Есению в самых что ни на есть спартанских традициях. И вряд ли им удастся избежать скрипучих тренажёров, мышечных болей и преодоления травм.
И обязательных великих побед - ведь они дети русской "Королевы небес".

Василий Владимиров
Журнал "Русский Журнал"
№2 февраль-март 2007 г. 

 

Биография

Я родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинск Кокчетавской области (Казахстан).
Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делал зарядку и поднимал гири. В последствии "баранку" таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама была простым рабочим. В советское время работала бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки.

Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и "Зарницах". Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что моего тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, не брали. Хочу сказать ей особые слова благодарности. Очень много в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала своим воспитанникам доброту, любовь к своему делу и к членам команды, силу воли, трудолюбие и много других положительных качеств.

После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров (они меня не впечатляли), а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и мы группой в семь-восемь человек отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне одной. Но одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями...

По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб... иду по коридору, а тут меня какой-то инструктор перехватывает и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а "записаться на самолеты". Ну, я и записалась. Несколько месяцев отучилась - самолетов в глаза не видела. А когда наконец меня первый раз "прокатили" (строем летели), то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

С трудом уволившись с работы (тогда было очень строго с отработкой по распределению после учебы), собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Женя Боровинский (мы потом летали в одной группе) и говорит: "Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж". Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). Он сразу уловил мой спортивный характер, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, "перспективного спортсмена". Очень благодарна ему за это!

В общем, погостила дома и вернулась, думала, что на несколько дней - уважить тренера. И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич (он стал потом моим тренером) устроил мне "настоящий прогон", а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать. Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины - словом, ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу.

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК - и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: "Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!". Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: "Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь".

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал. И, конечно, я ценю все, что он для меня сделал.
Первым моим инструктором был Николай Голубцов. Он обучал новичков первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком. Со второго года стала летать у замечательного инструктора - тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета. С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, радость и горечь побед на соревнованиях. Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась...

С 1991 года я вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу. К имени Солодовникова Л.А. хочу добавить еще несколько имен тренеров, которые впоследствии помогали и продолжают помогать мне тренироваться и готовиться к соревнованиям: К.Г.Нажмудинов, А.Г.Шпиговский, В.Н.Чмаль.

В 1993 году выступала на первых своих международных соревнованиях - чемпионате Европы. Потом, в моей жизни соревнования стали проходить всё чаще - по нескольку раз в год, и так уже почти 20 лет.

С 2000 года работаю на фирме "Сухого" летчиком-инструктором 1 класса.
Живу в Москве. У меня прекрасный муж - Владимир, и чудесные дети - доченька Есения и сынуля Пересвет.

Светлана Капанина


Хронология достижений и наград

1991г.
Абсолютная чемпионка России (3 золотых медали)
Чемпионка СССР.
Мастер спорта России.
Член сборной команды СССР.

1992г.
Чемпионка России.
Член сборной команды России.

1993г.
Серебряный призёр чемпионата Европы.
Чемпионка России.
Мастер спорта международного класса.

1994г.
Чемпионка России.

1995г.
Чемпионка Мира (ЮАР). Из 45-и участников: 44 мужчины и одна женщина.
Серебряный призёр чемпионата Мира в Абсолютном первенстве.
2 золотых, 1 серебряная, 1 бронзовая медали.
Чемпионат Европы (Чехия) - 1 золотая и 3 серебряных медали.
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу.
Награждена медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

1996г.
Абсолютная чемпионка Мира (США) - 4 золотых медали.
Почётный гражданин штата Оклахома, США.

1997г.
Абсолютная чемпионка Первых Всемирных Воздушных Игр (Турция) - 4 золотых медали.
Абсолютная чемпионка Европы (Турция) - 4 золотых медали.
Абсолютная чемпионка Англии (Англия) - 5 золотых медалей.
Награждена медалью Героя СССР Покрышкина (РОСТО).

1998г.
Абсолютная чемпионка Мира (Словакия) - 4 золотых медали и 1 серебряная.
Бронзовая медаль в общем с мужчинами Абсолютном зачёте.

2000г.
Чемпионат Мира (Франция) - 3 золотых и 1 бронзовая медали.

2001г.
Абсолютная чемпионка Мира (Испания) - 4 золотых медали.
Серебряная медаль в общем с мужчинами Абсолютном зачёте.
Абсолютная чемпионка вторых Всемирных Воздушных Игр - 4 Золотых медали.
Серебряная медаль в общем с мужчинами Абсолютном зачёте.
Абсолютная чемпионка России - 4 золотых медали.

2002г.
Заслуженный тренер России.
Награждена "Орденом Почёта".

2003г.
Абсолютная чемпионка Мира (США) - 3 золотых и 2 серебряных медали.
2-е место в общем с мужчинами Абсолютном зачёте.

2004г.
Лауреат премии "Олимпия" - Выдающиеся женщины России.
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации.

2005г.
Абсолютная чемпионка Мира (Испания) - 4 золотых и 1 серебряная медали.
Награждена именной медалью FAI, как лучший пилот столетия.

2006г.
Абсолютная Чемпионка Европы (Швейцария) - 3 золотых и 1 серебряная медали.
Награждена золотой именной медалью FAI, им. Собихи Гокхен, как единственная женщина пятикратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу.

2007г.
Абсолютная чемпионка Мира (Испания) - 6 золотых медалей.
Победитель Кубка Мира Гран-При (25 этап), г. Жуковский, Россия.
Серебряный призер Кубка Мира Гран-При (26 этап), г. Мотеги, Япония.
Награждена медалью "80-лет ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО".
Награждена орденом "За заслуги" III-степени, РОСТО-ДОСААФ.
Лауреат Национальной спортивной премии "СЛАВА".

2008г.
Чемпионка Европы - 1 золотая медаль.
Награждена Кубком "Лучшая женщина Чемпионата Европы"
Бронзовый призер Кубка Мира Гран-При (27 этап), г. Мотеги, Япония.

2009г.
Всемирные Воздушные Игры (г.Турин, Италия): упражнение 1 - 3 место, упражнение 2 - 3 место, упражнение 4 - 2 место (в общем с мужчинами зачете)
Серебряный призер "World Elite JK Aerobatic Formula", (г. Констанца, Румыния)
Серебряный призер Чемпионата Мира в многоборье (г.Сильверстоун, Великобритания) - одна золотая и две серебряных медали. В произвольной программе - второе место в общем с мужчинами зачёте.


Взято с сайта http://svetlana-kapanina.ru/
 

[300x248]

И вот как эти награды сейчас достаются... - http://blogs.mail.ru/mail/vrs63/7F9805A6351CB13.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Королева небес: Светлана Капанина | krasnika - Дневник krasnika | Лента друзей krasnika / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»