Правовое регулирование предельного возраста и психиатрического освидетельствования педагогических работников
доклад на ежегодной всероссийской конференции "Наука и образование" (18-20 ноября 2009, ТГПУ)
Анастасия Игоревна Х.
В учебных заведениях нередко встречаются педагогические работники достаточно преклонного возраста, порой ведущие себя несколько неадекватно не только в отношении студентов (учеников, воспитанников), но и в отношениях с коллегами и другими людьми. Это может быть следствием каких-либо психических заболеваний, развивающихся с возрастом. Такое поведение можно объяснить также тем, что человек в пожилом возрасте теряет некую связь с молодым поколением, отсутствие которой является преградой для их нормального взаимопонимания. Важно и то, что сама трудовая функция педагога предполагает элемент творчества и требует повышенной подвижности психики, что порождает и особую неврологическую уязвимость.
Обращение к наработкам медицинской науки позволяет утверждать, что пожилые люди достаточно часто страдают различного рода психическими заболеваниями, которые препятствуют их преподавательской деятельности. Например, у людей пожилого возраста широко представлены различные проявления неврозоподобного синдрома, в основе которого, прежде всего, лежит церебральный атеросклероз, который вызывает раздражительность, нетерпеливость, легкое появление слез на глазах, снижение памяти, а также общее физическое недомогание. Наиболее распространенным психическим нарушением пожилого возраста является депрессия, при которой настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потеря интереса к прежним любимым занятиям, работе, семье, друзьям. Также проявлением депрессии является снижение умственной работоспособности, в основе которой лежит неспособность сконцентрировать внимание, ухудшение памяти и общая дезорганизация психических процессов. Также не стоит забывать о таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера (к симптомам относят: постепенное снижение памяти и внимания, нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени и пространстве, затруднения при подборе слов) и болезнь Пика (апатия, низкая эмоциональность больного, обеднение речевой и двигательной активности).
Все названные выше заболевания начинают свое развитие в достаточно раннем возрасте (около 50 лет) и поэтому существует объективная необходимость психиатрического освидетельствования педагогических работников. В принципе, такое требование было бы разумным предъявить к работникам с педагогическим функциями независимо от возраста - для выявления психических расстройств на ранних стадиях, а также для определения профессиональной пригодности.
Следует отметить, что с возрастом человек менее восприимчив к новым тенденциям в обществе, ему все сложнее становится понимать и воспринимать взгляды новых поколений. Данная проблема не является чем-то новым для современности, она имеет многовековую историю, ведь еще Тургенев писал о так называемой «проблеме отцов и детей».
Современное российское законодательство о труде регулирует лишь возраст лиц, занимающих должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, достигших шестидесяти пяти лет. Так, в соответствии со ст. 332 Трудового кодекса РФ данные категории работников переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
Возможным решением данной проблемы будет предоставление работодателю права уволить педагогического работника по достижении пенсионного возраста, как это было в п. 1.1 ст. 33 КЗоТ РФ 1992 г.
Детальная разработка сделанных предложений могла бы стать предметом дальнейших исследований.
[показать]