• Авторизация


Про патетику ремесла 24-07-2009 22:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"- Так ты не хочешь быть каменотесом?
- Я вообще-то собирался стать деревенским дурачком, если отец позволит.
- У него талант от бога, - подтвердил Джошуа.
- Я разговаривал с дурачком Варфоломеем, - сказал я. - Он пообещал научить меня разбрасывать собственный навоз и биться с разбегу головой о стены
".
(Кристофер Мур. "Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа")

Кривляюсь. Лицедействую. Что такое работа препода, как не актёрство. Точно так же воздвигаются иллюзии, надеваются маски. Все составляющие налицо: пьеса-лекция, партер, галёрка, софиты под потолком, гардероб. Авансцена с актёром. Час двадцать - за это время можно посмотреть кино. Или спектакль. Этакий небольшой моноспектакль. Наш театр - особенный. Всякое действо становится живым только благодаря экспромту. Публику надо заинтересовать, запомниться ей, услышаться ею. Надо быть убедительным. Иначе - слушать не станут, верить не будут, всё насмарку. Лучше б совсем не выходил. А то и вовсе проследовал парадным маршем в Бобруйск. Продолжать работать можно, но радости уже нипочём не будет.

А публика между тем бывает самая разная. Случается крайне, крайне тяжёлая. Совершенно не воспринимающая смыслы, интонации, фабулу событий. Попытки диалога обречены. Да и монолог похож на речь посреди морга. Слова вязнут, как звук в ватном матрасе: ни смысла в них, ни интереса. Такое представление изматывает в первые десять минут, и до финала дотягивается только тупым тяглом. Но, конечно, в чистом виде такие мёртвые сезоны случаются крайне редко. Чуть чаще щедрые боги шлют истинные подарки. Это - понимающий зал. Зал, который с ходу ловит тонкие места, легко входит в ближний контакт. Который благодарен тебе, а ты ему. Тогда удовольствие получают все: и зрители, и актёр. На этом краю спектра бывает и вовсе особенная аудитория, пресыщенная, почти богемная. Ах, золотая молодёжь лицеев, гвардия медалистов, ревниво выпестованная учительским коллективом. Это тот диалектический случай, когда слишком хорошо - уже паршиво. Ибо бомонд реагирует на происходящее на сцене со снисходительностью и небрежением. Вызвать здоровые человеческие неснобистские реакции - трудно. Они знают всё, а главное - цену всему. Но и для них есть свои средства художественного воздействия.

Спланировать ход спектакля заранее невозможно, всё даётся только интуитивно. Скольжением. В пол-касания. И в каждой аудитории приходится по-новому и по-своему смешивать жанры. Где-то упор на эпос, со звоном мечей и реками крови. Где-то отзывчиво принимают драму судеб, столкновение характеров. Где-то допускают к сердцу исключительно комедию, или трагикомедию, перестилаемую откровенным фарсом. Где-то рукоплещут буффонадным репризам. Где-то, чтобы расшевелить, надобен сюжет поострее и обороты порискованнее, почти на грани фола. Без ошибок не обходится. Без провалов, без фальшивой реплики, без недоумённого молчания в ответ. Ошибки имеют долгую жизнь. Они тяжело ложатся на плечи, имеют скверный запах, кропотливо и нескоро исправляются. И проходят для зрителя куда быстрее, чем для актёра. Счёт им ведётся на нервы. Иногда уходишь за кулисы, а на подмостках - сгустки твоих нервов. Безмятежен, безнадежен.
alles

Ну и, конечно, тщеславие препода - думать, будто делаешь мир лучше.
Так и живем.

[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про патетику ремесла | Пумпхут - Зарубка на приклад | Лента друзей Пумпхут / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»