• Авторизация


Без заголовка 13-02-2010 18:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Современные записи дают много
материалов, позволяющих получить более ясное
представление о роли иконы в погребальном обряде
и сопоставить со сведениями, дошедшими от ХIХ в.
Использование иконы для облегчения страданий
умирающего объясняется отношением к ней в
народной традиции как к священному предмету, от
которого исходит исцеление и прочие чудеса.
Повсеместно распространён обычай мыть тяжело
больного с иконы. В Каргопольском р-не
Архангельской обл. для этого чаще всего
используют, по словам информантов, икону св.
Тихона или Тихвинской Божьей Матери.
“Специализация” святого и данной иконы
Богородицы не соответствует церковной, а
возникает благодаря созвучию имени иконы и
свойства, которое ей присваивается народной
традицией – умирающий “тише” станет и скорее
умрёт. Вот пример такой записи: “<С какой иконы
мыли?> Тихон. <Почему с Тихона?> Тихон, не знаю
почему.<Чем по князьку стучали?> А чем, можно
рукой постукать. Вот одна женщина рассказывала
мать у ей-то страдала, возьми, да и сходи,
слезала, говорит, постукала да Тихона у ково-то
просила, веть не у каждого, ить икона-то
старинная, дак говорит “тише-тише”, говорит, и к
полуночи убралась. <Тихон – это кто?>
Святой.”[18](зап. от Горловой Е.Ф. 1923 г.р.).
При этом ещё примечали, умрёт или будет жить
больной: “Не знаю, вот тяжело умирают, дак
слыхала, что есть икона Тихон, святой Тихон. Дак
эту икону окачивают водой. Как вода высохнет на
иконе, сразу бывает, что обсохнет икона, значит,
что человек поправится. А если икона не сохнет,
мокрая, и он затихает, всё тише и тише и он
умрёт.”[19](зап. от Фадеевой А.А. 1922 г.р.). В
Кировской обл. для этого используется другая
икона: “Если человек тяжело умирает, то ходят с
иконой Изпротивницей. Обмоют икону водой,
человека умоют и опрыснут этой водой.”[20](зап.
от Курдюмовой А.И. 1915 г.р.).
Много верований связано с иконой, которую кладут
в гроб покойному. Существует зависимость выбора
изображения на иконе от пола умершего: “Женщина
дак женскую образ, мущина – мужской
образ”[21](зап. от Третьяковой О.С. 1926 г.р.).
То же самое распространяется на икону, которую
несут во главе похоронной процессии: “А если
мушшина, дак Николай Угодника или там отца
Серафима, у кого какая иконка. А если женшшина
умрёт, дак женьское лицо несут: хоть Присвятую
Богородицу, хоть там Неопалимую.”[22] Возможны
варианты того, как класть иконку в гроб по
отношению к покойнику. В основном преобладает
мнение, что ликом к покойнику. Но в Уржумском
р-не Кировской обл. существует две традиции: в
старообрядческой среде кладут ликом к покойнику,
“церковные” – “по ходу”, т.е. иконку кладут на
грудь между правой и левой руками. Там же
различается и положение покойника в доме. Так, у
старообрядцев принято лицом (т.е. ногами) к
иконам, а у нестарообрядцев – головой к иконам.
Вот запись от старообрядки: “Как омыли, нарядили
– уже кладём к образам лицом – ногами вперёд.
Вот так уш кладём. <Почему?>А чё на народ-от ей
глядеть. Она уж мёртвая. Ей уж надо только уж на
Бога. И икону на неё ложили. Икону ликом к лицу.

ArkInventory. Арк Инвентори
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Afftop - Дневник Afftop | Лента друзей Afftop / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»