У церковных – наоборот. Чё икону-ту людям
показывать. Ей надо уш её.”[23](зап. от
Ашихлиной О.А. 1931 г.р.). Двойственно
восприятие самой иконы участниками обряда. С
одной стороны она рассматривается как
принадлежность покойника и входит в состав
“приданого”. В этом случае иконку чаще оставляют
в гробу и хоронят вместе с покойником: “Я скоко
раз с батюшкой вот похороны проводили – я вижу,
што иконку ложат туда, в гроб, и закрывают
крышкой. На грудь ложат, в руку вернее, в правую
руку кладут и вот крышку <закрывают>”[24](зап.
от Кудрина М.А. 1934 г.р.). Иногда говорят, что
икона нужна, чтобы покойник там молился:
“<Почему нельзя вынимать иконку из гроба?> “Она
должна, должна ити с покойником. <Зачем?> Ну вот
как молицы, вот он как молицы, будит молицы и
защищает поэтому”[25].(зап. от Черепановой Т.В.
1920 г.р.). У поляков, например, образок кладут,
чтобы оградить покойника от червей, что имеет
как будто бы только прагматический характер, а с
другой стороны, черви в народной культуре
воспринимаются как дьявольские существа[26]. В
других случаях иконку вынимают, перед тем как
закрыть гроб: “А иконку вот попрощаюца, пока тут
иконка на нём, а потом приказали вынуть. Не
дали.”[27](зап. от Бритвихиной М.П. 1930 г.р.).
Потом эту иконку несут в церковь: “Иконку
вынимают. <Её несут> в церковь. Шесть недель в
церкви посидит, а потом придёшь, иконку
берёшь.”[28](зап. от Ильиной Н.М.1916 г.р.),
иногда сразу забирают домой: “До сорока дней у
нас стояла…Боженька маленькая евонная, которой
вот прощалися, на гробу была. И у стопочки
стояла у меня всё.”[29](зап. от Семёновой М.В.
1929 г.р.). В Кировской обл. записано следующее
толкование того, для чего иконку оставляют в
церкви: “В церковь приносят – как жертва от них:
когда хоронят, иконку до сорокового дня в церкви
оставляют.”[30](зап. от Ивановой Е.Я. 1913 г.р.
и от Осташовой Н.Я. 1916 г.р.). Оставлять иконку
в гробу или убирать её и приносить в церковь,
домой равно допустимо церковью и зависит от
местных традиций приходской жизни. В народной же
традиции по отношению к иконе “с покойника”
возникло верование, с которым связан строгий
запрет хоронить иконку вместе с покойником. В
этом случае закапывание образа воспринимается
как осквернение святыни, за что следует
немедленное наказание виновных: “<Иконку
покойнику в гроб не кладут?> Боже сохрани. Вот я
купила маленьку иконочку, это, говорю только до
выноса, потом ей убирают…всё убирают, а иконку
домой приносят, вешают на стенку. <А нельзя её
хоронить?> Нельзя почему-то, это так сказано,
что иконку не опускают, это нехорошо, образ
Господа закапывать. Вот расскажу вам такой
случай. В Кчеры у нас, я ещё молодая была, там –
да она недалеко от нас жила – потерялась
коровушка, летом. Потерялась, она поехала
колдовать, туда, под Лугу, к колдовке, тая
сказала ей: “Вот, Шурынька, возьми иконочку,
ночью, в двенадцать часов, на сукрестах, вот так
<показывает руками крест>, четыре дороги –
закопай.” Так и сделала, сняла иконку со стены и
закопала, так. Пришёл второй день. Ой, боюсь
икону там бы, как раз была разнорядка в колхозе,
топчутся, не раздавили бы.
Altoholic, Альтоголик