Я считаю, что все кроется в самом человеке, точнее, в его ментальности. Водители спешат обвивинять в аварийной ситуации на дрогах всех и вся: например, говорят, что работники ГИБДД показывают дурной пример, гоняя без правил, жалуются на плохие дороги, плохую организацию движения. Однако более 80% аварий происходит по вине самих водителей, которые — что здесь темнить! — плохо
водят машину и не отдают себе отчет в том, что происходит на дороге, не понимают, что автомобиль — источник повышенной опасности.
Вспомните, что говорил вам инструктор в автошколе по поводу взаимоотношений на дороге (см. пдд онлайн экзамен 2011). С «автошкольной»
скамьи российский водитель усвоил только одно положение: Если ты соблюдаешь правила, значит, ты прав, а как едут остальные тебя не волнует!
Западного водителя в автошколе учили руководствоваться такой заповедью — всегда исправляй ошибку другого водителя или пешеходов. Потому что он, как абсолютно правильно выразился водитель экстра класса Вальтер Рерль, «отвечает не только за свои действия, а за всех!» Это означает, что он должен полностью подстраиваться под действия окружающих его участников движения: водителей автомобилей, мотоциклов, велосипедов и простых пешеходов. Вся изюминка западного секрета в том, что установка о соблюдении правил — это не главное. Главное — исправлять последствия нарушений других участников движения.
И не задумываться при этом над причинами этих нарушений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси от желания кого-то проучить! Нарушителем может оказаться и беременная женщина, и еще зеленый, не оперившийся новичок, а может — это инвалид на авто с ручным управлением (этому вообще ездить непросто), или иногороднийводитель с трудом ориентирующийся в чужом городе. Если вы сможете изменить таким образом свой менталитет, то с удивлением обнаружите, что вам больше никто не мешает на дороге. Ругаться больше не на кого!
Дадим высказаться специалисту, врачу-психотерапевту Алексею Магалифу, автомобилисту с двадцатилетним стажем: «Я, конечно, согласен в том, что человеческий фактор стоит у нас на первом месте. Но, как специалист автотранспортной отрасли, не могу не видеть, что есть серьезные ошибки и в других областях — в организации движения, в организации службы ГИБДД и так далее. Поэтому, мне кажется, стоит говорить о какой-то более системной ошибке, если так можно выразиться. Если говорить вообще о менталитете (я думаю, что речь идет все-таки не о каких-то психических особенностях наших водителей или европейских), думаю, что искать проблему надо в области культуры. Прежде всего, культура вождения начинается с уважения — с самоуважения, с уважения к другим участникам движения. Когда нет уважения, то, соответственно, и поведение часто очень агрессивное, провокационная езда.
Очень часто люди разрешают себе сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения. Отсюда, кстати, и очень высокие показатели по смертности на дорогах. Мы не пристегиваемся ремнями, потому что мы, опять же, не думаем о своей собственной жизни, и так далее. Очень многое зависит всетаки от низкого уровня общей культуры». Алексей Магалиф считает, что на сегодняшний момент мы имеем дело с очень незрелым обществом. Он считает, что у большинства наших водителей присутствует так называемое подростковое мышление. Поэтому на дороге, независимо от биологического возраста, мы часто видим именно подростков, которые испытывают бесконечные
комплексы и все время хотят самоутверждаться. Отсюда и подобный безответственный стиль вождения. Никто и не задумывается о главном правиле вождения — об умении прогнозировать — лишь о том, как вывернуться из уже создавшейся ситуации.
Водители реализуют на дороге свои личные черты характера и подростковость мышления. Тому есть два объяснения. Во-первых, наше общее бескультурье, которое проявляется и в обычной жизни и, наверное, во многом связано с нашим прошлым. Второй важный фактор: автомобилизация в России происходит стремительными темпами. За прошлый год продажи новых автомобилей выросли на 40%. А водитель — это такая же профессия, как врач или инженер. Учиться водить нужно со всей мерой ответственности.
Люди, которые сейчас купили машины и получили права, просто не обладают достаточным опытом. Не было автомобилей у их отцов и дедов. Они вырвались на свободу и реализуют на дороге свои черты характера и неудовлетворенные амбиции, забывая, что с автомобилем еще нужно научиться правильно управляться.
Интересно, КАК люди покупают автомобили. Как правило, выбирают по максимальным опциям и максимальной мощности двигателя независимо от того, где собираются ездить. А, соответственно, приобретая машину с огромным запасом, скоростным характеристиками, не терпится почувствовать ее потенциал на дороге. Как часто необоснованное лихачество оборачивается трагедией!
Не пристегиваться ремнями безопасности может только сумасшедший, а до принятия новых правил пристегивались лишь немногие водители — управлять машиной без ремней считалось признаком мастерства, бесшабашности. Не пропусти, не дай себя обогнать, поворачивая, не включай поворотник — такими девизами руководствуются горе-водители, относящиеся к дорожному движению как к попытке померятся силами, посоревноваться, не уважающие участников дорожного движения. И наказывают эти водилы в первую очередь себя, рано или поздно попадая в аварийные ситуации, которые сами и создают.
Не обозначить свой маневр, не включая поворотник, и все-таки повернуть — это все равно, что войти в комнату, не поздоровавшись. Это невежливо, некрасиво и выглядит со стороны — хуже некуда!