[699x381]
"Русалке" придется утопить "Гоморру"
Пока Россия переживает эпическое творение Кравчука(В поисках национального героя Андрей Кравчук погрузился в изучение исторической литературы и вместе с Константином Хабенским, Сергеем Безруковым, Елизаветой Боярской, Федором Бондарчуком и другими снял картину "Адмиралъ".), преувеличенную манерность Коэнов и, с удобством устроившись у телеэкрана с попкорном, наблюдает борьбу Обамы и Маккейна, на Американском континенте уже давно ведутся нешуточные споры. Одной из причин их стала лента русской кинематографистки Анны Меликян "Русалка".
Одна из проблем, с которой обычно сталкиваются номинанты премии "Оскар", – то, что от одной страны может быть представлено не более одной картины. Правда, в этом году выбор комитета Академии кажется наиболее очевидным ввиду того, что часть представленных картин уже имеют номинации или даже призы на других международных награждениях.
Например, норвежский фильм "О’Хортен" Бента Хаммера совсем недавно получил два приза фестиваля "Завтра". Фильм Ари Фольмана "Капитан Абу Раэд" завладел призом зрительских симпатий на фестивале в Санденсе. Картина Лорана Канте "Класс" отметилась Золотой пальмовой ветвью в Каннах. Да и наша "Русалка", прежде чем быть представленной на Оскаре, завоевала награду за лучшую режиссуру на фестивале в Санденсе.
Если говорить в целом об иностранных номинантах, то фильмы по большей части представляют собой компиляцию историй об аутсайдерах, несколько сюрреалистических героях, но при этом персонажах романтического толка. "Капитан Абу Раэд" - история о мальчике, находящемся в поиске своей судьбы под впечатлением от рассказов старика-пилота. "Русалка" - сказка о девочке, обладающей способностью говорить с морем, но не умеющей пользоваться такой своеобразной магией для того, чтобы стать счастливой. "О'Хортен" - о пожилом машинисте поезда, внезапно оказавшемся не у дел и потому потерянном в этом обществе людей, летающих на самолетах, и однажды обнаружившем себя в дамских туфлях на каблуках и платье.
Одним из главных конкурентов меликяновской "Русалки" является, по мнению западных критиков, итальянская картина "Гоморра". И дело даже не в том, что картина заполучила Гран-при Канн. И не в том, что снята она по введенной Иньяритту моде на параллельно рассказываемые истории. И даже не потому, что картина отличается от других по смысловому наполнению – она о мафии. А в том, что "его графическое насилие способно напугать самых крепких" – цитата из "прооскаровского" интернет-издания incontention.com.
Сложно сказать, насколько правомерно ставить в один ряд настолько разные фильмы – в частности, "Русалку" часто сравнивают с "Амели" Жана-Пьера Жене. Неизвестно, по чью душу зазвенит "оскаровский" горн на этот раз, но в последнее время наши кинематографисты что-то зачастили на запад – а это говорит только о качестве снимаемых фильмов.