• Авторизация


Золотная вышивка 07-04-2018 20:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения babeta-liza Оригинальное сообщение

Золотная вышивка. Ч.1

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

[показать]

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу.

[показать]      [показать]

Золотое шитье .деталь палицы 17 век                                                               Золотое шитье.Деталь вышивки 17 век

Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

[показать]

 Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро).

[показать]

Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».


      На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.


       Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».

Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988 г.), сформировалось, как и иконопись, 
под непосредственным влиянием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.

[показать]  [показать]

Золотое шитье .Деталь оплечья 17 век                                                          Золотое шитье .Деталь фелони.Конец 18 века

 

     К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли

[показать]

Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
       В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

[показать]

Пелена подвесная 17 век.

[показать]

[показать]

Кафтан и камзол Петра  I. Деталь 1724г

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА 

    Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

[показать]

     Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

     Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.

[показать]

     Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.

Душегрея

Первая половина XIX в.

Головной убор с золотным шитьём

Головной убор с золотным шитьём

Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью
с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.

Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина

[показать]

Покровец

Панно: Герб Москвы

Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна

Благовещение. XVIII - XIX вв.

Плащаница Успения Божией Матери

«Малый» саккос. Атлас, камка, тафта, шелковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг. XIV в.

«Большой» саккос. Атлас, тафта, шёлковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг, серебро. XV в. 
Принадлежал митрополиту Фотию.

Деисус. XVII в. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

(Продолжение во второй части "Золотная вышивка") 

 

http://www.ya-zemlyak.ru

https://obiskusstve.com/1392052417091340789

http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/32

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Гиада 08-04-2018-12:42 удалить
Красота))) Это ж сколько нужно усидчивости чтоб такое вышивать)))
_White_tea_ 08-04-2018-12:46 удалить
Гиада, да. причем это щас купил готовую картину и вышил типа сам, а тогда ни схем ни лекал ))) произведения искусства настоящие каждая рубаха


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Золотная вышивка | _White_tea_ - В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте... | Лента друзей _White_tea_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»