Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеФрески монастыря Сан Марко во Флоренции
В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.
[440x345]
Mонастырь Сан Марко доминиканского ордена
[450x345]
[500x478]
Монастырь Сан Марко.Фреска "Христос и 12 апостолов"
Aнжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.
[539x700]
"Noli mi tangere" (Не прикасайся ко мне) келья 1
Кисти самого Анжелико принадлежат "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм" в келье № 10.
Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым "Мастером кельи № 2".
Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено "Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником", принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены ("Крещение Христа", "Воздвижение креста", "Муж скорбей" и "Бичевание") в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве "Мастера кельи № 2".
"Несение креста" в келье № 28 принадлежит другой руке, "Распятие" в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли.
В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены "Пригвождение к кресту" и две композиции "Распятие со святыми", которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.
"Noli me tangere" (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и "Благовещение" в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.
[587x700]
"Благовещение" келья 3
[596x700]
"Преображение Господне" келья 6
[559x700]
"Осмеяние Христа" келья 7
[616x700]
"Коронование Марии" келья 9
[599x700]
"Принесение во храм" келья 10
[700x441]
"Поклонение волхвов" келья 39
Особое место среди фресок занимает люнет Поклонение волхвов из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник — молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Эту келью, превосходящую другие размером, занимали Козимо Медичи, папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фпа Анжелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.
[548x700]
"Воздвижение креста" келья 36
[570x700]
"Моление о чаше; Мария и Марта" Келья 34
[613x700]
"Распятие Христа и двух разбойников" келья 37
[700x532]
"Причастие Апостолов" келья 35
[687x700]
"Поцелуй Иуды" Келья 33
[631x700]
"Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада" Келья 31
[699x700]
"Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса" келья 42
[620x700]
"Несение креста" келья 28
[518x700]
"Распятие Христа со святой Марией и святыми" келья 38
[320x408]
"Распятие" келья 43
[693x700]
"Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама "
[319x364]
"Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником" келья 41
[548x700]
"Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной"
[408x700]
"Распятие со святым Домиником " кельи 15-21
В Святом Доминике Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты.
Мастер кельи №2
[588x700]
"Рождество" келья 5
[570x700]
"Крещение Христа Иоанном" келья 24
[591x700]
"Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием" келья 11
[581x700]
"Бичевание Христа" келья 27
[598x700]
"Муж скорбей" келья 26
[582x700]
"Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом" келья 4
[589x700]
"Воскресение Христа" келья 8
[566x700]
"Положение во гроб" келья 2
[499x700]
План фресок Фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко доминиканского ордена
Смерть Иисуса Христа на кресте — центральный образ христианского искусства. Распятый Иисус изображен здесь вместе с двумя казненными с ним разбойниками - Гестасом и Дисмасом. Некоторые воины изображены коленопреклоненными, ибо они поверили в божественность Христа.
Введение в состав персонажей картины Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложении, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Святыми Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств.
[642x700]
"Распятие"
[700x584]
"Благовещение"
Источник:
http://www.c-rover.narod.ru/ang/angelico3130.htm