• Авторизация


и снова размышлялки о литературном :) 04-04-2011 20:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Grell_is_Jealous_by_HowlingLight (150x141, 487Kb)
что нужно для хорошей истории? не важно - роман, манга, кино, мультик - всё едино сценаристы репу чешут :))

итак самоцитата:

"А для шедевра кроме скандальности темы нужны еще: захватывающий сюжет, хороший легко читаемый стиль изложения, особенная фишка, которая цепляла бы внимание, юмор не помешает, трагическая любовная линия тоже не повредит, загадки, парочку убийств, бытописание персонажей, романтическая сцена, яркие диалоги, узнаваемые персонажи, которым симпатизируешь и сочувствуешь..."

попробуем разобрать поподробней?

(ой, вы только не подумайте что это я такая шибко умная! неееа, это просто из моей головы вываливаются потихоньку знания из перечитанных учебников :)) ну надо ж обговорить и систематизировать - а то в голове каша...



скандальность мы уже с вами разбирали. повторю:
скандальность - состоит в том, что авторы показали в книге - что вот, типа, так тоже бывает в нашем обществе! а общество увидит, подумает - да, бывает. Но будет кричать: нет! никогда в нашем обществе такого не может случиться! короче - актуальность и обличительность пороков общества.

юмор - он и в африке юмор. бывает ситуативный и каламбурный. в первом случае удобно переводить на другие языки - шел персонаж, да поскользнулся на кожуре. второй случай - персонаж говорит что-то, а другой герой понимает эти же слова ровно наоборот. то есть - переводчикам полный геморрой :)) Но если при каламбурах автор показывает высший пилотаж владения языком. то в ситуативном главное уместность шутки в эпизоде. а то падать на кожуре просто так порой признак тупости :))

сюжет захватывающий? мм.... вычитала такое упражнение: вы придумали (увидели в кино) историю. она вам кажется захватывающей. попробуйте пересказать ее максимально просто приятелю. она покажется ему захватывающей? без спец-эффектов? без остроумных диалогов? если он не пошлет вас подальше и не будет перебивать, а выслушает и спросит: а чем кончилось-то? - тогда сюжет и вправду захватывающий! :)

хороший стиль у писателя? ммм... на практике это значит, что вы как читатель не можете оторваться от текста, пока всё не учитаете - хоть до утра напролет. (ох как это относится и к манге!! да-да, не ржите :)) Вам как читателю совсем не важно, что там за слова в предложениях, какие буквы стоят в строчках. это всё неважно! вы заглотили - вы довольны.
плохой слог автора - это медленное чтение, это изжога у читателя :)) вот и всё :))

для автора - хороший слог отличается множеством уместных синонимов, чтобы слово не повторялось в предложении трижды подряд ;)) и еще краткость предложений (шоб проще было понять кто за кем и куды :)) сама таким страдаю :)) ну а дальше просто нужно писать так, чтобы в голове не толкались слова и синонимы - а проявлялась четкая картинка действий персонажей. потому главное правило: глаголы! глаголы! и еще раз глаголы! а определений поменьше. и прилагательных не больше трех штук на существительное. (хотя как-то раз я видала в книжке предложение с 15 (!) прилагательными на одно слово! я это надолго запомнила :)) Ну и причастий с деепричастиями тоже умеренно. Ну поймите, как я сама поняла - не слишком-то важно читателю, в какой именно позе подперев кулаком щеку стоял задумчивый персонаж возле камина! ну кому какое дело, как именно был согнут локоть и отставлена нога! ну стоял он и стоял, и фиг с ним. главное - что через минуту его убить должный!.. ой, кажется я отвлеклась :))

про любовную линию я тоже вроде говорила не раз :)) любовь романы всегда украшает :) и кино тоже ) единственное когда любовная линия мешает - когда главный герой подвергается прямой угрозе. нужно ему спасти свою шкуру, просто элементарно выжить - тогда уже не до любви. тогда как в титанике - сам топись, а любимую спасай? нет, при прямой угрозе выживания любовь не к месту. ну была бы у Робинзона любовница? нафиг ему бы не сиделось на своем острове? :)) вот то-то :))
а в остальных случаях - любовь всегда прекрасна! :)) особенно трагическая, угу. Когда влюбленным для соединения нужно преодолеть аагроменные препятствия, стены перелезть, табу все нарушить, наплевать на нормы общества и мораль, на воспитание и внутренние конфликты... в общем, чем больше им говорят "Нет! Никогда!" - тем больше у персонажей слюни текут :))) типа страсть бушует, простите :)))

Загадки. Загадки в сюжетах называются "крючки". Есть главный большой вопрос - его надо ставить как можно раньше, прямо в начале истории. Это именно он выгоняет глав героя из дома, рушит безвозвратно его прежнюю спокойную жизнь, пинками гонит по истории до самого счастливого финала.
А еще есть множество мелких крючочков - желательно в каждом эпизоде, в каждой главе. При каждом решении героя появляется крючочек: а куда он пойдет? направо или налево? и читатель должен мучиться любопытством постоянно! ну или наслаждаться любопытством :)) А кто позвонил в дверь?! не убийца ли? а кто ? а когда? а зачем?
а еще есть "бикфордов шнур"! это такой прием: вот едет поезд, в такой-то час приедет к перекрестку. а мы знаем, что туда зарыли бомбу нехорошие персонажи! и хороший персонаж за два часа должен решить головоломку. а если не решит - его любимая теща в этом поезде едущая к нему взорвется к чертовой бабушке! это классический прием крючка, но говорят он всегда срабатывает :))

убийства... ну куда в современном искусстве без убийств! в конце концов милое покажется приторным рядом с еще более милым. а в от убогое счастье персонажей рядом с кровавым отвратительным убийством покажется по контрасту действительно милым и привлекательным :) "танки грязи не боятся" - если надо окунутся ;)) настоящее геройство (добродетель, непорочность, разумность, порядочность и т п - продолжите ряд по вкусу) в окружении грязи (матерщинства, маньячества и хамства и пр) покажется действительно стОящей штукой, ради которой и прям героям будет не жалко подвиги совершать :)

бытописание персонажей. об этом вроде бы тоже уже был разговор. просто какие бы подвиги не совершали персонажи - читателям всё равно будет интересней узнать, как эти персонажи героические живут в обычной жизни (правда перебарщивать с этим тоже не след - может выйти занудство). Но подвиги делать хорошо! А вот как бы супермен высидел на скучных уроках? как бы он стал уборку делать?! а родителям тоже хамил бы в плохом настроении? хорошо ему геройствовать - а поди поживи тут в скуке и тоске обыденности... Но герои тоже человеки! Им тоже нужно мусор выносить оказывается! И они выносят его с честью!! потому как герои - и есть нам на кого ровняться :))

романтические сцены? ну или эротические - кому сколько смелости хватит ;)) ну хочется человекам иногда подглядеть в щелку за занавеской :) ну и дом2 по этой же причине держится. А еще если постельная (или не постельная, но душещипательная откровенная душевная нервная с сокровенным признанием!) сцена да написана осторожно, аккуратно, нежно да не пошло. да так что и прослезиться, да вздохнуть мечтательно!.. Да не только девочкам понравится - мальчики тоже мечтать о красивом умеют ;))

Диалоги. Диалоги, сука, это... Блин :)) Простите :)) Главное в диалогах, это чтобы было ясно кто говорит и кому говорит. И чтобы персонажи ни в коем разе не пересказывали то что уже известно читателю!! А высший шик - когда персонажи говорят одно - а читатель знает что думают они совсем-совсем другое!! и персонажи это знают - и всё равно говорят не то что думают и не то что чувствуют... понятно? вот это действительно класс :)

Персонажи! это действительно важная составляющая истории. Ведь это именно они там ходют туды-сюды, болтают и дерутся. Потому у персонажа должны быть: внешность с отличительной чертой, мотивы, цели, стремления, желания, мечты, внутренний конфликт (когда ради одной желанной вещи придется отказаться от другой не менее желанной вещи. Или когда возможности не совпадают с желаниями - тоже беда). У персонажа должна быть душевная рана и симпатичная странность. А еще в главном персонаже каждый читатель должен узнать себя самого. И персонаж должен мучиться!! как можно больше :) тогда читатель сразу проникнется к нему симпатией :)) поэтому как советовали в одном учебнике - кидайте кирпич герою на голову сразу и без сожалений на первых же страницах! :)) дельный совет :)) Но главное - герой должен быть хорошим. Потому что плохому никто симпатизировать не будет. Так что двойственность героям тоже полезна (особенно она хороша бывает у злодеев, заметьте!). Сие значит, что в одном положении персонаж может показать себя трусом - а в другом без раздумий сгеройствовать. Или быть садистом на работе - и нежным супругом и отцом в семье. Двойственность и богатый внутренний мир персонажу придает объем и привлекательность. Вот как-то так :)) (конечно, речь о главных персонажах - перегружать тоже не нужно)

ну и наконец ФИШКА! моя любимая штука в историях :))
вот прочитали - просмотрели вы очередную историю. и что вы вспомните через неделю о ней? вот что вспомните - то и будет фишкой этой истории :) фишек может быть неограниченное количество. Это именно они отличают истории друг от друга. Из множества деталей вы запомните именно их.
фишки в Мастере и Маргарите - колено королевы бала, кот бегемот с золотыми усами и примусом, желтые цветы, засаленная шапочка и глобус воланда.
фишка властелина колец - волосатые ноги хоббитов :))

фишка - для читателей это ярлычок, по которому многочисленные истории можно сразу отличить одну от другой. "ты помнишь этот мульт? ну тот где это... - а! это тот где та.. а у нее еще был этот...? - Да! Это самое! - нет, не помню!" :))

А для автора фишка - это самое лакомое, как морковка на удочке перед носом впряженного ослика. без сладкой фишки пожалуй не стоит и браться за рукопись. ради нее только и придумываешь всю эту длинную историю, переписываешь кучу слов и буковок. только ради того чтобы написать - и шмякнуть чернильницу об пол с криком: "ай да Бараш! ай да овечий сын!" а потом бы кто-то прочитал - и запомнил, и ухмыльнулся 6ы: вот это что-то новенькое! :)) а потом какой-нибудь вдохновленный этой фишкой мальчишка вырос бы, стал ученым - и создал бы в натуре эти лазерные мечи ;))

в общем, добавьте еще продуманный конфликт, железное правило пятиактной парадигмы - и круто замесите, запеките - и выкиньте в окно :) на подоконник то есть, чтоб остыло :)) и от аромата вашей истории сойдет с ума весь мир :))
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
vika_valkova 04-04-2011-23:52 удалить
а я не знаю как фишки придумываются(
Daring_hobbits 05-04-2011-16:28 удалить
Видно, что кому-то не очень нравится писать диалоги))) А вот у нас тексты на пьесы похожи)))
Про кирпич верно подмечено - скучно читать про персонажей, у которых всё зашибись. Надо для ГГ заковырку позаковыристей придумать.
А фишка - это проблема. Кажется, будто все фишки давно уже придуманы, и везде повторяются...
Княша 06-04-2011-07:02 удалить
ой, как же мне этот пост вовремя...
только я после таких постов прекращаю окончательно в себя верить =)
Ответ на комментарий vika_valkova #
Исходное сообщение Nika_Ostrova
а я не знаю как фишки придумываются(


а фишки не придумываются :) ты просто трудолюбиво свою грядку окучиваешь, цветочки поливаешь - а потом глядишь - и бабочка прилетели! вот бабочки и будут фишками :)))
Ответ на комментарий Daring_hobbits # мне не нравится писать диалоги?! нравится :)) только я не люблю болтливых персонажей :) больше люблю "когда взгляды красноречивей всяких слов" :))) а то возьмешь какой нибудь дамский детективчик - а там не история, а сплошная болтовня :(

а фишки как я уже сказала ( с умным видом поправив очки на носу) должны сами выскакивать :)) и главное чтобы все к месту было :)
Ответ на комментарий Княша # а ты думаешь, я сейчас пишу рукопись - и в себя верю?! убожество а не история получается! страх полный! стыдно даже людям показать такую писанину!... но у меня такое уже было и не раз - потому точно знаю, что мандраж пройдет, и будет мне щастье :)))

так что давай, не отлынивай :)) только идущий осилит путь! воть :))
Daring_hobbits 06-04-2011-17:42 удалить
Исходное сообщение Царевна_К
мне не нравится писать диалоги?! нравится :)) только я не люблю болтливых персонажей :) больше люблю "когда взгляды красноречивей всяких слов" :)))

Сегодня у Вудхауса нашли потрясающий пример.
"Полнейшее взаимопонимание объединило наши сердца.
- ?
- !"
Ответ на комментарий Daring_hobbits # во-во! типа того :))
Ответ на комментарий Daring_hobbits # и полный простор воображению :))
vika_valkova 06-04-2011-18:56 удалить
Царевна_К, мдя.... вроде и ответила на мой вопрос, а в тоже время все равно нифига не понятно))

Daring_hobbits, да уж, вудхаус неподражаем))
Ответ на комментарий vika_valkova # Nika_Ostrova, чего тебе не понятно? что свежие идеи только сами могут появиться, вымучать их никак нельзя :)))
vika_valkova 06-04-2011-21:05 удалить
Царевна_К, для меня вообще понятие "фишка" размытое. вот дай мне роман - едва ли пойму в чем его фишка. пересказать могу, а чтобы выделить яркую деталь - врят ли.
не умею я вычленять из целого частное. точнее, меня сперва надо носом ткнуть, объяснить как это делается, обучить алгоритму вычленения и тогда я научусь) а самой - дохлый номер.
Ответ на комментарий vika_valkova # Nika_Ostrova, какой запущенный случай :))) ну вот теперь точно научишься - раз уже задумалась над этим делом :))
Княша 07-04-2011-06:45 удалить
Ответ на комментарий Царевна_К # Что бы я без тебя делала :) ты мне очень помогаешь, правда.
vika_valkova 07-04-2011-09:44 удалить
Ответ на комментарий Царевна_К # надеюсь. теперь буду везде искать фишки и пытаться понять как их создают)
Ответ на комментарий Княша # :)) пока еще даже не начинала помогать ;))
Ответ на комментарий vika_valkova # а как ты думаешь, какую фишку я нашла в твоем романе с Веськой? не догадаешься :))
vika_valkova 07-04-2011-17:29 удалить
Царевна_К, конечно не догадаюсь) я вообще до сего момента даже не думала о том, что в Веське есть хоть какая-то фишка)
Ответ на комментарий vika_valkova # Nika_Ostrova, а как же магия на земляной основе? ;)) надо было на нее поднажать побольше - кого-нибудь взгромоздить на вагон с землей - и устроить большое представление :))
vika_valkova 08-04-2011-09:11 удалить
Царевна_К, а это мысль!))) вот буду доводить веську до ума - точно про вагон земли втисну))
вообще хочу последние главы переписать. а то что-то у них там все тихо-мирно было. сидели дома у писателя да газетки почитывали. никакой активности)
Ответ на комментарий vika_valkova # Nika_Ostrova, тут мне самое время и пропеть: "а я говорила шоб больше экшена!" :)))))
Cagor 15-06-2014-01:07 удалить
Тема старая, но я все равно влезу. Просто интересные размышления. Особенно про то, как определить качество сюжета. ) А про крючки соглашусь всецело. И ведь не обязательно каждый раз накручивать интригу сверх всякой меры, чтобы от них уже и читатель запутался и сам автор в шоке перечитывал свой опус, пытаясь понять, а к чему он вообще вел и куда вывел. Иногда достаточно просто недоговоренности и можно даже намеков-подсказок не делать, пусть читатель так гадает. (все читатель в чем-то мазохисты, ага))
Правда, про любовь, особенно трагическую, не соглашусь, пожалуй. Иногда лучше вообще без любовной линии, чем когда вся книга в суровых соплях от страданий героев. В суровых потому, что герои же! Они стоически идут друг к другу, в особо запущенных случаях время от времени умирая и воскресая (сами по себе, или друг другом), но продолжают идти. И конечно они страдают, плачут, но мужественно вытирают (читай, размазывают по страницам книги) сопли и идут. Помните анекдот про мышек и кактус? Вот-вот, очень похоже. Тут конечно, любовь не кактус, но порой выглядит именно так. Мне правда попадалась такая книга, там была не любовь, а реально кактус какой-то. Любви там как раз не было, только одни страдания якобы по ней. Это было ужасно. Началось с юмора, кончилось "за упокой". Кончилось конечно на том что второй ГГ в последний раз воскрес и все снова залились слезами. теперь уже от счастья. Вообще было впечатление, что автор за что-то жестоко отыгрывалась на персонажах. В тех же русалках-оборотнях, любовная линия была скорее постольку - поскольку. Где-то на периферии, она не цвела буйным цветом, просто добавила немного лиричности. Умеренно так. Жаль, что так и не было продолжения у книги, а так хотелось почитать)))
Ответ на комментарий Cagor # "В тех же русалках-оборотнях, любовная линия была скорее постольку - поскольку. Где-то на периферии, она не цвела буйным цветом, просто добавила немного лиричности. Умеренно так. Жаль, что так и не было продолжения у книги, а так хотелось почитать)))"

ух ты ж! спасибо, приятно вдруг получить нежданный комплимент за старую работу :))


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник и снова размышлялки о литературном :) | Царевна_К - В болотном царстве Царевны Квакушки | Лента друзей Царевна_К / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»