В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви. Магические обряды, которые приурочивались ко времени созревания злаков и прославляли землю-матушку за щедрый урожай, были призваны вернуть земле ее плодородие и тем самым обеспечить обильный урожай на будущий год.
[700x533]
В начале жатвы проводили обряд первого ("зажиночного") снопа, жать который предоставлялось самой старшей в семье женщине. Сноп украшали и ставили в углу перед иконами. По окончании жатвы сноп давали домашним животным, немного зерен прятали на будущий год. Потом их добавляли в первую пригоршню зерна.
[700x529]
Последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям молча) и делали из них "дожиночный" сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д.
[700x521]
С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей.
[700x531]
Но, пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок). Источник.
Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе ведали о простых эффективных способах снять боль. Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость.
Но время полежать выпадало настолько редко, что зачастую у натруженной поясницы просто закрепляли пучок соломы, скрученный по часовой стрелке. При головокружениях вокруг головы повязывали соломенный жгут. К тому же, солому запасали как противокашлевое средство для ингаляций и для изготовления банных веников.
Вот так, с молитвами и уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора. У каждого были свои обязанности, и каждый знал: «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска». Источник.
Вот такая у меня получилась кукурузная кукла-жница. И еще мне очень понравился вот такой способ презентации моих кукол. Мне кажется, что окруженные "живой" обстановкой они и сами становятся еще живее.