Вы думаете, я напишу о чём-то близком мне? Нет, я вставлю то, что ближе нам всем.
Если вам уже хочется баю-бай - не читайте далее, бай-бай.
Это четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре Благородные Истины сформулировал сам Будда Шакьямуни.
Первая Истина. Дукха — Истина о страдании (дукха или дуккха — болезнь и страдание). Просветлённая истина касательно страданий: «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.
О.о
Некоторые исследователи (Ф. И. Щербатской, В. Н. Топоров и др.) протестуют против такого перевода. Щербатской отмечает бессмысленность таких выражений, как «элемент зрения есть страдание», и предлагает переводить «духкха» как «беспокойство» или «волнение». Топоров, анализируя аналогичное санскритскому «духкха» палийское «дукха», отмечает, что этим словом в палийских текстах (Самьюта-Никая, например) характеризуется «приятное», «неприятное», «нейтральное» и предлагает переводить термин «дукха» как «беспокойная неудовлетворенность». В. И. Рудой отмечает, что любое сансарическое наслаждение включает в себя следующие элементы: недостаточная интенсивность наслаждения по сравнению с ожидаемой, его быстротечность, боль его утраты, мучительное стремление к его повторению. Основа этих элементов — неудовлетворенность.
Вторая Истина. Самудая — Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи). Просветлённая истина касательно причины страданий: «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.
Третья Истина. Ниродха — Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха (букв. «подавление») — прекращение дуккхи). Просветлённая истина касательно счастья: «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
Четвёртая Истина. Марга — Истина о путях к прекращению страдания (букв. «путь»). Просветлённая истина касательно причин счастья: «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Как оказалось - я ведь этого совсем не знала -, до Будды, которого мы все знаем, были ещё. Т.е. они более менее готовились к этому делу, были репетиции.
1. Випашьин Vipaśyin 毘婆尸
2. Шикхин Śikhin 尸棄
3. Вишвабху Viśvabhū 毘舍婆
4. Кракуччханда Krakucchanda 拘樓孫
5. Канакамуни Kanakamuni 拘那舎牟尼
6. Кашьяпа Kāśyapa 迦葉
7. Шакьямуни 釈迦牟尼
Из семи будд прошлого Випашьин, Шикхин и Вишвабху относятся к предыдущей кальпе, а оставшиеся четыре к текущей. Широко распространён также список 28 будд, уходящий в ещё более далёкое прошлое.
Существует ряд источников, более или менее подробно описывающих будд, приходивших в мир до Шакьямуни. Эта линия неразрывно связана с продолжением наставничества Шакьямуни, так что он оказывается предпоследним в ряду учителей. После него упоминается его ученик и преемник в общине Махакашьяпа или же Майтрейя, Будда грядущего.
Каждый будда встречался с последующим, и предрекал тому достижение просветления в будущих жизнях. Все предшественники, как и Шакьямуни, совершили 12 деяний (с некоторой заменой условий их совершения).
+ В рамках индуизма существовало утверждение, что запись истории не имеет смысла, так как человечество движется по кругу, а событийная канва полностью описана в Махабхарате.