19 июля 2022г. Санкт-Петербург, Академический просп., 35б ( Павильон Урицкого, 3 ) Координаты: 59°43'52"N 30°23'3"E. Вокзал станции Императорский (Царский) павильон - Вокзал станции Павильон Урицкого.
На рубеже XIX-ХХ веков из Петербурга в Царское село была проложена специальная Императорская ветка царскосельской железной дороги. Начиналась она у Императорского павильона Витебского железнодорожного вокзала, шла параллельно основной железной дороге и только после Средней Рогатки отклонялась вправо в направлении села Кузьмино. Движение по этой ветке открылось в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены Императорской фамилии и представители иностранных держав.
Императорский павильон и крытая платформа.
В 1912 году по проекту архитектора В. А. Покровского был сооружен новый "Императорский павильон" (Царский вокзал). Он был выстроен в том же “неорусском” стиле, что и постройки Федоровского городка, Ратная палата и казармы Собственного Его Величества Конвоя. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных "вперебежку", образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и гербом. Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня. Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.
Хорошо видны пандусы для въезда карет и автомобилей.
После Великой Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в “паровозо-вагоных сараях” (депо) был создан “Пункт ремонта паровозов”. Станция Императорский павильон была переименована в ст. Павильон Урицкого и использовалась как общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. Во время Великой Отечественной войны Павильон Урицкого оказался на линии обороны немцев и сильно пострадал. В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется. За прошедшие с войны годы попыток восстановить этот архитектурный памятник не предпринималось. Единственно, починили, как смогли, шатер над главным входом. Если заранее не знаешь, что это был вокзал - никогда не догадаешься, железнодорожных путей и платформы давно нет.
Давайте, посмотрим, как здание вокзала выглядит в 2022 году...
Здание лет 10, как огорожено синеньким забором.
Обойдем здание по периметру...
Фасад примыкающий к Академическому проспекту.
Все окна и двери здания закрыты металлическими листами. Возможно, где-то есть залаз, но я не стал его искать.
Сохранилась отделка с резьбой по камню.
Роспись выполнена художниками московской мастерской «Наследников П. П. Пашкова» под руководством ее совладельца Николая Павловича Пашкова.
Кем была выполнена роспись в этом веке, история умалчивает.
Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с расположением и назначением внутренних помещений.
Какая тонкая резьба по камню!
Вся крыша утыкана печными трубами...
Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей дополняли внешнюю отделку здания. Те двери украли во второй половине прошлого века. А нынешние двери поставили в 2017 году.
Фасад со стороны платформы и железнодорожного пути.
Никаких следов от самих железнодорожных путей и платформы не осталось.
Двери заложены кирпичом.
Герб с двуглавым орлом уничтожен.
С этой стороны один синий лист забора оторван и можно проникнуть на территорию, но она в этом месте заросла кустами и лопухами...
Очень хочется верить, что когда-нибудь вокзал будет отреставрирован и займет почетное место среди музеев Царского Села...