Речь в той передаче “Час истины” шла об “ацтеках, великих и ужасных”. И профессор-археолог рассказал одну историю, которая, на фоне всего мировоззрения ацтеков стала выглядеть как сюжет для небольшой, но насыщенной смыслом, поэмы. Или саги, как хотите. В общем, перескажу.
Ацтеки эти, надо сказать, не были жестоки, жестокой была их картина мира.
Мировоззрение ацтеков строилось на том, что для поддержания неба и земли в равновесии, то есть, дабы не случилось всемирной, космической катастрофы и вся земля с ее населением не окунулась бы в безнадежный хаос и уничтожение, требовалось приносить богам человеческие жертвы.
Богов вообще надо питать человеческой кровью, ведь и они, боги, свою кровь использовали для сотворения мира. Поэтому кровь должна литься все время, и люди пускали себе кровь, наносили себе раны, приносили свою кровь для жертвы в храмах. А уж человеческие жертвоприношения были расписаны календарно, по каким-то важным событиям, к праздникам.
И все это - никак не из жестокости, а из глубокого убеждения, что если этого не делать, вселенная и время скончаются в страшных мучениях. А вот сами ацтеки - это тот особенный народ, который призван этого не допустить, его святая обязанность перед всем миром - поддерживать существование его и населяющих его народов. Как уже говорилось, человеческой кровью..
Жертвы были двух сортов, - пленники, и люди из самих ацтеков. И было особое положение о добровольности, - то есть человек должен быть согласен стать жертвой. С пленниками, то есть воинами, добивались добровольности оригинально - их мучили. Мучениями, считалось, сломлен боевой дух воина, и он, что бы там ни говорил, - внутренне согласен умереть на жертвеннике.
А вот тех, кого выбирали из своего народа, - их специально готовили.
С ними проводили разъяснительную и воспитательную работу, разъясняли систему мироздания, проводили беседы о важности роли того, кого приносят в жертву, о том, что мы, мол, просто не имеем права допустить, чтобы хаос и уничтожение пришли на всю землю со всем ее населением. Будущие жертвы свободно жили в специальных домах, им предоставляли хорошее питание, веселую и нормальную жизнь, обслуживание. Затем, когда приходил их час, каждый из них с почестями шел на свой личный подвиг – принести себя в жертву ради жизни на земле.
В одном из пределов земли ацтеков был обычай приносить в жертву каждый год пять самых красивых девушек.
Девушки жили в специально отведенном для них общежитии, получали хорошее воспитание, с ними очень хорошо обращались, и в урочный час каждая из них уходила в сопровождении торжественной процессии, чтобы отдать свою жизнь за свой народ и за весь мир.
Но был случай,- и именно его воссоздали дотошные “ацтековеды”, - когда одна из этих красавиц вдруг по какой-то причине отказалась от перспективы быть принесенной в жертву небесам во имя спасения мира.
Ее уговаривали, с ней беседовали, разъясняли и всячески пытались вернуть ее на путь истины. Но она даже после этого продолжала упорствовать и отказывалась от своей высокой доли. В результате, когда с ней достаточно поработали с разъяснениями и не добились успеха, ее оставили в покое.
Так она и ушла из дома тех, кто приносил себя в жертву. А затем ушла и из своего города, и ее никто не останавливал, не преследовал и в розыск не объявлял.
Вот такая история.
И здесь начинают возникать вопросы.
Самый простой из них: что это за порядки такие, чтоб так вот свободно дать уйти тому, кто предназначен быть жертвой? Далее возникают вопросы посложнее. Уникальна ли космогония и мифология ацтеков, которая предназначала их быть заступниками всего человечества и проливать за него кровь, свою и чужую? Как это силой воспитания можно сделать весь народ готовым жертвовать свою кровь и ежегодно многих готовить на роль добровольных жертв? И если этого можно достичь силой воспитания, то важно ли человеку, правду или нет говорят мифы и жрецы? - он ведь идет на жертву во имя высоких идеалов. Как можно назвать человека, отказавшегося ценой своей жизни сохранить жизнь на земле? Если массы людей жертвовали собой ради мира и человечества, почему мир сейчас катится в тартарары? И в конце концов, не напоминает ли нам эта шестисотлетней давности история что-то родное, недавнее и незабываемое?..