Надо как-то и самому поругать потребительское общество. Его уже ленивый только не ругает, а я вот как-то зазевался…
Так вот, помню, стареющие шестидесятники и их поклонники насмехались над внедряемым советскому народу страхом перед Западом с его потребительским обществом. Пели насмешливо: “Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу”.
Очень потешались над этим. Говорили: “кока-кола - это же просто газированная вода”. Короче, протестовали против демонизации Запада во всех его проявлениях.
А теперь ближе к правде. На самом деле пресловутая “кока-кола” - оно хоть дело и простое, но простота эта лукава. Простота эта покупала человека. То есть, ты выпил эту самую “кока-колу”, - все, ты куплен. Куплен феноменом широкого, свободного потребления. Или как мы тогда это называли, “нормальной человеческой жизни”.
Помню, в девяностом я впервые выпил в Москве, в аэропорту, стакан “Фанты”. Это была сказка. Это был вкус другой, нездешней, жизни. Спустя годы, я узнал, конечно, что содержание этой сказки, по большей части, - скучная химия. А тогда, после наших провинциальных “Дюшеса” и “Буратино” - это действительно был вкус новой жизни, иного мира.
Человек - конструкция такая многослойная, что куда там торту “наполеон”. Но в этой заметке нас интересует, в общем, два уровня: “человеческий”, то есть высшие проявления феномена “человек”, и уровень нормального живого существа, которое хочет нормально есть-пить, размножаться, обставить свою норку и так далее. Все мы, в общем, держим в узде наше “живое существо”, а то дай ему волю… Но обеспечивать его надо, а то ведь брыкаться начнет.
Так вот, мы видели тогда, что потребительское общество давало свободно, открыто, по дешевке, то, что нужно низовой, “животной”, сути человека: пища, свободная любовь, вещи для жизни и для дома. А ты - сколько бы ты не горбил на своем заводе в Верхониженске, всю жизнь был обречен “доставать”, добывать в очередях, - а не пойти и просто купить,
И этим потребительское общество покупало человека через нормальное, природное, “животное” удовольствие. По принципу: сделай приятно чьей-то собачке - ты доставишь удовольствие ее хозяину.
А что давала советская сторона конфликта? Она поставляла человеку какие-то невнятные лозунги единства, братства и совместного труда на благо чего-то там.
Они обращались совсем к чему-то другому в человеке, не к его животной основе. И, - следим, - обращение это не было подтверждено положительными эмоциями для его “животного”. А раз так, то это уже была заявка на проигрыш. А лозунги эти, получается, были всего лишь “внеэкономическими методами принуждения”, и не больше.
А тот уровень, к которому теоретически был обращен их посыл, уровень “человеческий”, то есть - человек, готовый с радостью работать для других, отдавать все силы на общее благо, будучи уверен в других, - у большинства людей или спал, или отсутствовал.
И поэтому они проиграли.
Но есть еще более интересная сторона дела. Погружение в то, чем снабжает “животный” уровень человека потребительское общество, замыкает его на интересах этого “живого существа”. И все, - я куплен. Я в капсуле этих интересов. Другой, рядом со мной, в своей капсуле.
Вот и отлично, теперь нами можно управлять, периодически вбрасывая в кормушки, простите, - на рынок, - то же самое, но другого покроя, другой толщины и способности побуждать интерес, чтоб не засыпал.
То есть, тот же самый, совковый, - но уже не лозунгами, а новыми гаджетами побуждаемый, - внеэкономический метод принуждения. Ничто не ново под луной. Да и откуда взяться новому, когда то единственное в нас, что может сделать нашу жизнь действительно новой, у большинства или спит, или вообще отсутствует.
Ну вот, кажется, удалось и мне поругать потребительское общество. Аж гора с плеч...