Анатолий Протопопов, российский писатель, популяризатор науки
Мы учим детей доброте и отзывчивости, мы корим их за вражду и конфликты. Можно ли через систему воспитания и образования (практические упражнения, модели поведения) раскрыть взрослым людям, что мир не только взаимосвязан и взаимозависим, но каждое действие против другого сразу же бьет рикошетом по самому человеку, и он сам ответственен собственными поступками в отношении других за то будущее, которое впоследствии будет сам иметь?
Другими словами, мы должны им объяснить опасность чрезмерного увлечения краткосрочными локальными целями и необходимость иметь в виду цели более отдалённые. Задача эта стара как мир – всю свою историю люди предпочитали краткосрочные цели долгосрочным. Например, украсть вместо того, чтобы посеять и вырастить.
Добиться высокого уровня солидарности в условиях, когда воспевается сугубо личный успех, практически нереально. Ведь нужно будет идти на личные сиюминутные жертвы ради очень отдалённого успеха всех. Причём нет никакой уверенности, что кто-нибудь другой не злоупотребит твоей жертвой, и не «съест» единолично пожертвованное тобой на общее благо.
Что можно сделать? Разъяснять и воспитывать в людях системное мышление, привычку оценивать «сумму игры», привычку не соблазняться копеечным выигрышем в свой карман, если это приведет к миллионным убыткам для всех.
Реплика:
М.Делягин, слышал, пару раз сформулировал такой закон - сохранения рисков (или подъема уровня рисков - уж не помню). Закон, чисто эмпирически обнаруженный, состоит в том, что если кто-то: человек, группа, - на своем уровне не решает проблему, угрожающую системе, то риск этот не исчезает, а поднимается на более высокий уровень - большей группы, общества и т.д. Понятно, что подъем частных рисков и их накопление на уровне системы затем разрушает ее.
Поэтому товарищ прямо в точку сказал: мышление должно быть системным, иначе это и мышлением назвать нельзя.