• Авторизация


Корзина, набитая барахлом 12-10-2012 12:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 
 
Несмотря на глобальный экономический кризис, общество перепотребления наступает семимильными шагами. Потреблять более того, что необходимо человеческой природе, становится не просто пагубной зависимостью, а целью и смыслом жизни. Потребительская корзина доверху набита неоправданно дорогим барахлом, при этом зачастую те или иные товары и услуги сами по себе человеку и вовсе не нужны, а рассматриваются лишь как символ причастности к некой общественной группе, как мерило статуса и успеха. Общественные стереотипы вынуждают потребителя бесконечно гнаться за «новыми коллекциями», за «трендами сезона», покупать, выбрасывать, снова покупать.
 
«Мы стали более лучше одеваться»
 
Когда редактор попросил меня написать эту статью, я специально взяла в метро гламурный журнальчик. Последний раз я листала нечто подобное полгода или год назад. Мало ли, вдруг с тех пор что-то изменилось? Но никаких неожиданностей, разумеется, не было – абсолютно ничего нового. Центральная тема номера: «Двенадцать вещей, которые должна иметь каждая уважающая себя девушка в этом сезоне». Фотографии этих самых жизненно необходимых вещей, цены… То же самое было и в прошлом году. И в позапрошлом. Представляю, с какой яростью обрушатся на меня так называемые модные критики или фэшн-эксперты, которых нынче пруд пруди: «Вы с ума сошли! Не разбираетесь, так лучше молчите!» Сопутствующий «Двенадцати хитам» текст подробно объясняет, почему то, что носили в предыдущем сезоне, в этом следует выбросить на помойку.
Журнальчик, конечно, можно тем же макаром выбросить в мусорное ведро (что я и сделала), но ведь их, таких – тьма! Плюс псевдореалити-шоу типа «Что не следует носить», которые идут сейчас на каждом телеканале, ещё и не по одному разу в день. Плюс оголтелая реклама…
Со всех сторон, разве что не из утюга, нас целенаправленно и методично обрабатывают, вбивают нам в головы, что мы обязаны «быть в мейнстриме». Напичканные рекомендациями авторитетных специалистов из телевизора, люди перетряхивают шкафы, приходят в ужас: «Боже! Это же не модно! Васильев сказал!» — и бросаются по магазинам. А если не хватает денег – обрастают жуткими комплексами.
 
Двенадцать кругов, или Стыд и срам
 
Причем «тренды сезона» – это ведь не только одежда и обувь. Это и сотовые телефоны, и телевизоры, и автомобили… На Западе, в той же Америке, давно уже сложилась порочная «концентрическая» система, согласно правилам которой человек, работая в компании определённого уровня и занимая в ней определённую позицию, по умолчанию должен «соответствовать»: жить в таких-то кварталах, ездить на машине из числа таких-то марок, отовариваться в таких-то магазинах. Когда человека повышают по службе, он переходит в следующий «круг» – и должен снимать более дорогую квартиру, ездить на более дорогой машине, посещать более дорогой фитнес-клуб и т.д.
Но и помимо этого, даже оставаясь в прежнем «круге», чтобы поддерживать свой статус успешности, человек обязан регулярно менять автомобиль, технику и прочие внешние атрибуты. Если появилась модель следующего поколения, пользоваться старой уже неприлично. При этом предыдущая модель может быть вполне работоспособна, но ты всё равно должен её заменить – иначе тебя не поймут! Нарушать эти правила рискуют немногие. Это как раз изнанка пресловутой «буржуазной свободы».
Стыдно не красить ногти. Стыдно не иметь айфона. Невозможно сделать девушке предложение, не подарив ей кольцо с бриллиантом. Под страхом смертной казни нельзя надеть на вечеринку платье, в котором тебя уже видели на какой-то другой вечеринке… Ощущение уродливого перевертыша крепнет день ото дня.
 
Ремонту не подлежат
 
Установка на производство «короткоиграющих» товаров (начиная от упаковки и заканчивая целыми зданиями утилитарного характера) дополняет и усиливает общий нездоровый вектор. Притом что в ряде европейских стран этот вектор пытаются развернуть: например, в Австрии, в Финляндии всё больше и больше хозяек отправляются в магазин за продуктами со своей корзинкой или холщевой торбой, бережно собирают и сдают бутылки из-под кока-колы; кое-где вообще переходят на «советскую» систему: за молоком или за йогуртом – со своим бидончиком или стеклянной банкой. А в России тем временем растут горы полиэтиленовых пакетов, пивных банок, пластиковых коробок…
Дошло уже до того, что некоторые люди даже дома, если устраивают какое-то празднество, пользуются одноразовой посудой. Удобно, мыть не надо. Но тарелки и вилки – это полбеды (экологический аспект проблемы – тема для отдельного материала). Цикл использования электроники, бытовой техники сокращается до минимума. Почти сразу по истечении гарантийного срока чайник или бритва или фотообъектив ломаются, и оказывается, что ремонту они либо не подлежат, либо починка обойдется в такую сумму, что проще выбросить и купить новое. Астрономических, если исходить из здравого смысла, денег, стоит поставить набойки на туфли или поточить детали от кухонного комбайна…
В общем, результат, как правило, один: потребитель достает кошелек, утешая себя тем, что вполне пригодная еще кофеварка «всё равно надоела»; труд, энергия, мысль, вложенные в создание и производство «одноразовой» вещи, совершенно обесцениваются, а капиталист снова и снова получает прибыль. Давняя шутка про то, что если в машине у американца заглох кондиционер, американец покупает новую машину, уже не кажется такой смешной.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Корзина, набитая барахлом | Михаил_Гонопольский - Дневник Михаил_Гонопольский | Лента друзей Михаил_Гонопольский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»