Чем выше уровень требований, предъявляемых личностью к себе, тем острее ее неудовлетворенность собой, которая, однако, отражает не пониженное самоуважение и уровень притязаний, а повышенную потребность в самоосуществлении
----------------------------------------
Между переживанием негативных эмоций к себе как фактором развития и консервацией «Я» имеется фундаментальная разница. Пониженное самоуважение невротика – это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности – стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей
----------------------------------------
Согласно теории С.Дюваля и Р. Виклунда, рефлексия, объектом которой является сам субъект, проходит 4 фазы развития: 1) сосредоточение внимания на себе,
2) самооценка,
3) аффективная реакция,
4) стремление уменьшить обнаруженные расхождения между своим поведением и подразумеваемым идеалом или нормой.
Чтобы реализовалось это желание, субъект должен либо изменить свое поведение, либо отказался от рефлексирования, которое становится для него мучительным. Т.о., процесс самопознания и рефлексивное "Я" как его итог существенно важны для обеспечения социально-нормативного поведения, а люди, избегающие рефлексии, больше других склонны к антинормативному поведению (Duval S., Wickluntl R.A., 1972).
----------------------------------------
Клиническая картина психозов: заниженная самооценка и ненависть к Я у меланхолика; расширение Я вплоть до его слияния с идеальным Я у маньяка; потеря«границ» Я в результате их энергетической разгрузки при состояниях десперсонализации.
----------------------------------------
Самосознание, как обычно употребляется этот термин, подразумевает две вещи: осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Две эти формы осознания "я" -как объекта в собственных глазах и как объекта в глазах другого -тесно связаны друг с другом. У шизоидного индивидуума обе они преувеличены и обе предполагают в чем-то принудительную природу. Шизоидный индивидуум часто мучим принудительной природой своего
осознания собственных процессов и к тому же в равной мере принудительной природой ощущения своего тела как объекта в мире других. Повышенное ощущение того, что ты всегда видим, или, во всяком случае, всегда потенциально видим,
можно в принципе отнести к телу, но озабоченность тем, что тебя могут видеть, может слиться с идеей проницаемости ментального "я" и его ранимости, когда индивидуум чувствует, что можно заглянуть сквозь него в его "разум"
или "душу". О подобных чувствах "зеркального стекла" обычно говорится с точки зрения метафоры или сравнения, но при психотических условиях пристальный взгляд другого может переживаться как действительное проникновение в сердцевину внутреннего "я".
----------------------------------------
Быть, как все остальные, быть кем-то , отличным от себя, играть некую роль, быть инкогнито, анонимом, быть никем (психотически, притворяться, что не имеешь тела) – это защиты, которые при определенных шизоидных и шизофренических условиях доводятся до конца с большой тщательностью.
----------------------------------------
-----------------------------------------------------------------
Анализируя проблему строения личности, А. Н. Леонтьев наметил три типа личностных конфликтов, природа которых коренится в особенностях мотивационной сферы личности . Один из них состоит в том, что различные, связанные внутри себя группы мотивов, могут представлять собой независимые, разъединенные сферы, что создает «психологический облик человека, живущего отрывочно — то в одном «поле», то в другом» . Другой конфликт возникает у человека с внутренне иерархизированной мотивационной сферой, объединенной единым мотивом-целью. Соотнося свои действия с мотивом, такой человек может обнаружить несоответствие своих действий собственному мотиву-цели, а то и противоречие ему. И наконец, третий конфликт возникает в результате открытия человеку всей глубины содержания (или пустоты, отсутствия содержания) того мотива, который он сделал целью своей жизни.
----------------------------------------
«Я считаю, — пишет В. Франкл, и его слова имеют тем большую силу, что они во многом плод осмысления им своего опыта как узника Освенцима, — опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в био-, логии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено»