Процесс восприятия.
В повседневной жизни , большую часть визуальной информации мы воспринимаем в минимально необходимых объёмах. Прямоугольник дороги, коробки домов по бокам улицы итд. В основном это связано с тем , что люди большую часть времени проводят в размышлениях о работе , семье или себе самих и по сути витают в облаках. Они всё "видят", но воспринимают лишь малую часть этой информации. Из всего потока визуальной информации , обычный человек воспринимает лишь около пяти процентов. То есть только саму идею, на всё остальное не хватает времени и внимания. Это знание можно и нужно использовать при разработке концептов.
Когда человек рассматривает картину , его восприятие становится немного шире бытового, так как он сконцентрирован на рассматриваемом объекте. Но даже здесь человек может не "увидеть" и половины того что вы нарисовали только по тому , что ему было сложно это узнать или распознать среди общего потока визуальной информации. Таким образом , становится очевидным , что задача художника не только нарисовать , но и сделать это легко читаемым для зрителя.
Чистота символов и ясность идеи - это то, к чему постоянно нужно стремиться. Я попытаюсь изложить некоторые конкретные принципы которые помогут представить вашу идею как можно доходчивее и яснее.
Работа над образом.
1. От примитива к деталям. От общего к частному. Мы подсознательно разбиваем видимое нами на примитивы и в первую очередь видим крупные и простые по силуэту формы. Далее уже замечаем более сложные , составные формы внутри простых. Именно в этой последовательности и следует начинать развитие образа.
[показать]
Еще раз вернёмся к первому, самому важному этапу. На этом этапе мы по сути придумываем образ. Это тот фундамент , на котором впоследствии будет основано зрительское восприятие. Так как первый этап - это работа с примитивом , у вас тратится минимум времени на его отрисовку и вы можете довольно быстро "найти" то , что вам нужно. Довольно часто художники "зарываются" в деталях и тратят на одну идею кучу времени прорисовывая шнурки на ботинках или блички в глазах. В итоге рабочий день закончен , а выбрать не из чего.
2. Используйте простые символы для создания основы образа. На начальном этапе следует думать над главными пропорциями , распределением масс, интерестности силуэта. Ритм, законы повторения и изменения описанные в предыдущей главе , здесь тоже применимы. К примеру если вам нужен могучий воин, то все его формы будут выражать силу , решимость , и отчасти бесстрашную тупизну и опасность. Его символы - это оружие, массивные доспехи, шипы, трофеи с поверженных врагов итд.
Если нужен бард - то его линии и формы текучи как мелодия, руки изящны, походха лёгкая. Такие символы , как музыкальные инструменты, ноты, музы - будут его основой.
Преимущества очевидны: за короткий срок вы получаете массу набросков передающих самую суть персонажа, то есть то, что в законченной работе зритель воспринимает в первую очередь. К слову сказать , хороший концептер способен штамповать идеи со скоростью принтера , и получается это тогда , когда его мозги полностью расслаблены.
В данном примере показано , как на основе примитивов передать сильный образ, то есть чистую идею. Здесь использованы стереотипные элементы , которые очень точно позволяют назвать что за профессия у персонажа, характер и повадки. Далее, на этапе прорисовки, уже не составит труда придать образу индивидуальности, добавить характерных только для него деталей и интегрировать в нужный вам мир.
3. Уму нравится недосказанность.
Изучая тему примитивов , я постепенно начал замечать , что недорисованные формы , или формы обозначенные минимальным количеством линий воспринимаются гораздо богаче чем чётко прорисованные объекты. В чём же тут дело ? Оказывается наш ум обладает свойством дорисовывать (допридумывать) нехватающие по его мнению детали. Так, "недорисованный" объект будет иметь поле для фантазии и ум допридумает всё в наилучшем для вас виде. Если же объект досконально прорисован , то он будет восприниматься нами весьма однозначно. Тоесть в таком рисунке всё закреплено на своих местах , и если вы допустили где-то оплошность или неверно обозначили объем , то это сразу станет заметным и будет вызывать чувство дискомфорта у зрителя.
На примере с кофром и губами, видно как это работает в жизни. Первый номер в обоих случаях воспринимается как более лёгкий , воздушный рисунок, при этом он не теряет своей информативности. Второй номер имеет фиксированные линии (подобно чертежу) и здесь ничего уже не прибавить , ни отнять. При этом выглядит все менее объемно. [показать]
Отличные примеры подобного стиля можно посмотреть у концептера Clement Sauve
Технические приёмы поиска.
Вначале я дал примеры , в которых использованы простые контурные рисунки. Этот вариант очень хорош, но он предполагает что в голове художника уже созрела какая-то конкретная идея, которую осталось лишь развить. Но бывает так, что в голове практически нет никакой конкретики и тогда можно попробовать метод чистого поиска. Кто-то рисует каракули , в которых начинает видеть интересные формы и линии. Кто-то идет от абстрактного силуэта. Суть в том , чтобы выйти за рамки сознания и рисовать не по давно заезжанным рельсам , а включить в ваш поиск элемент непредсказуемости.
Суть
Идея образа должна быть чиста и понятна. Первые впечатления от образа складываются на уровне примитивов и символов. В процессе придумки старайтесь избегать излишней конкретики , так как это сильно ограничит вас в фантазии. Допускайте в работе элемент непредсказуемости , это может послужить рождению новых идей и форм.
Если вы возьмете любой понравившийся вам образ и проанализируете его , то поймете , что его можно изобразить примитивом и при этом он не потеряет своей силы. Посмотрите на бетмена. Даже если белку нарядить в его костюм, то она тут же станет бетменом. Мощнейший образ при минимуме деталей.
Удачи в ваших опытах!