[показать]
Да, это самолет! Самолет амфибия вертикального взлета и посадки ВВА–14.
Основой для ВВА–14 послужил проект амфибии МВА–62 разработанный в 1962 г. Главным конструктором Р.Л. Бартини. И амфибия, и её создатель были явлениями весьма неординарными для своего времени.
Роберт Людвигович Бартини — выдающийся ученый, одаренный инженер, незаурядная личность. За годы работы в Советском Союзе он создал гидросамолет "ДАР" (дальний арктический разведчик), самолеты "Сталь–6" и "Сталь–7", разработал оригинальные схемы других летательных аппаратов. Из–под его пера вышли многочисленные труды по аэродинамике и динамике полета.
Сам самолет мог быть единсветнным, который имел на борту 14 (!!!) двигателей: 2 маршевых и 12 подъемных. Первый раз в воздух ВВА–14 поднялся 4 сентября 1972 г. с экипажем в составе летчика–испытателя Ю.М. Куприянова и штурмана–испытателя Л.Ф. Кузнецова. Полет, продолжавшийся почти час, показал, что устойчивость и управляемость машины в воздухе в пределах нормы и ничуть не хуже, чем у традиционных самолетов.
Как и на земле, в воздухе ВВА–14 выглядел очень необычно, получив за свою "трехголовость" при виде снизу (центральный нос–фюзеляж и два бортовых отсека) кличку — "Змей Горыныч".
Всего с сентября 1972 г. по июнь 1975 г. на машине "1М" было выполнено 107 полетов с налетом более 103 часов. После прекращения программы ВВА–14, самолет "1М" закатили в цех для переоборудования там и был забыт.
К сожалению этот самолет так и не отработал вертикальные взлет и посадку и остался доживать свои годы в Монино.