finiz.ru/economic/article1255330Согласно данным Банка международных расчетов (BIS), оборот мирового рынка деривативов (производных ценных бумаг) в 2008 году превысил отметку 1,14 квадриллиона долларов ($1140000000000000). Из этой суммы более половины ($683,7 трлн.) приходится на внебиржевые инструменты (over-the-counter (OTC) derivatives). Т.е. рынок, чей объем в 10 раз превышает мировой ВВП, фактически никем на сегодняшний день не контролируется. А ведь именно бесконтрольная эмиссия и секьюритизация всевозможных банковских продуктов во многом привели к нынешнему глобальному кризису, поставив мировую финансовую систему на грань катастрофы.
Американские банки, выдававшие ипотечные кредиты, последние годы полностью забыли о базовых принципах "риск-менеджмента" и предлагали порой ссуды гражданам, не имеющим даже постоянного источника дохода (subprime-кредиты). Подобная безответственность и, отчасти, алчность банкиров, объясняется развитой американской системой перераспределения рисков, путём секьюритизации и выпуска сложных деревативов. Таким образом, по сути, кредитные организации, выдававшие займы на жилье, ничем не рисковали, поскольку сразу после оформления ипотеки, перепродавали свои "длинные" пассивы, в виде ипотечных облигаций (или набора закладных), другим участникам финансового рынка, перекладывая, тем самым, часть риска по возможным дефолтам на них. И весь этот финансовый механизм весьма успешно работал, пока рос рынок жилья в Америке. Более того, таким образом "переупаковывались" не только ипотечные ссуды, но и другие виды потребительских и корпоративных кредитов. Далее на секьюритизированные бумаги финансовые компании предлагали "страховки" (CDS – кредитно-дефолтные свопы).
Т.е. банк, выдавая кредит, мог застраховать себя от невозврата путем покупки CDS. Приобретая какие-либо долговые обязательства (в т.ч. секюритизированные облигации), финансовые институты также могли приобрести "страховку", и в случае дефолта эмитента получить стоимость бумаги по номиналу. Большую популярность у спекулянтов получили беспоставочные кредитно-дефолтные свопы, когда, даже не имея исходного актива (облигаций), субъект мог приобрести страховку на него (в надежде, что эмитент долговых обязательств объявит дефолт). В итоге, сложилась ситуация, когда стоимость актива была в разы меньше суммы контракта-CDS на него. И всё бы ничего, если бы "пузырь" на рынке жилья не стал "сдуваться". Обвал цен на недвижимость привел к массовым невыплатам по текущим ипотечным платежам (в первую очередь в категории subprime), и сделал невозможным для многих заёмщиков рефинансирование их долговых обязательств, как итог - волна технических дефолтов, а за ними и вполне реальные. Всё это привело к крушению многотриллионного рынка сложных структурных деривативов, связанного непосредственно с рынком недвижимости. Возможно, что на этом проблемы финансового сектора и закончились бы, но на руках у банков, хедж-фондов и других игроков оказались контракты CDS на суммы, превышающие совокупные потери по дефолтам секьюритизированных облигаций. Главная проблема заключалась в том, что продавцы этих "страховок", естественно, не обладали средствами для исполнения своих обязательств, так как реализуя CDS они не создавали специальных резервов. Ведь данный инструмент внебиржевой, надзорных органов и нормативных обязательств по этим деривативам не было.
Поэтому продавцы надеялись исключительно на надежность объекта "страховки", чей рейтинг, как правило, имел ярлык "ААА". В итоге, когда "ярлыки" слетели, продавцы CDS также вынуждены были констатировать свою финансовую несостоятельность. Один только Lehman Brothers после своего банкротства имел обязательств по кредитно-дефолтным свопам на сотни миллиардов долларов.
В этой связи контроль над внебиржевым рынком стал одной из главных тем обсуждения на наднациональном уровне. В частности, на последней встрече большой двадцатки в Лондоне представители ряда государств достаточно жестко высказывались за усиление контроля над оборотом структурных деривативов.
И вот, в среду министерство Финансов США обнародовала план по ужесточению контроля над рынком внебиржевых производных ценных бумаг. По планам, ведомства Тимоти Гайтнера, государственные регулирующие органы получат возможность перевести торговлю OTC-инструментами на биржи и электронные площадки. Стандартизация процессов торговли позволит сделать механизм ценообразования более прозрачным, а сами торги подконтрольными регуляторам.
С целью уменьшения концентрации риска в одном финансовом институте (банке или фонде) расчеты по сделкам (в т.ч. и CDS) предполагается вынести в независимые клиринговые палаты, к тому же это позволит определить истинный объем торгов и основных контрагентов в данном сегменте рынка. Планируется ужесточить требования и к самим эмитентам деривативов, чтобы впредь не допустить ситуации, когда продавец "страховки" изначально не мог исполнить своих контрактных обязательств.
Всё это, безусловно, правильные, но к сожалению, крайне запоздалые идеи. К тому же весьма настораживает тот факт, что подобные планы США не желает принимать на наднациональном уровне. По итогам всё того же апрельского саммита G20, Штаты крайне холодно отнеслись к идее создания международного регулятора. Вместо этого американцы предпочитают решать глобальную проблему исключительно на уровне своей страны. Видимо, не желают США чтобы "какой-то там" международный надзирающий орган диктовал правила игры американским финансовым институтам. Между тем решение таких задач исключительно на национальном уровне в будущем вновь чревато региональными кризисами, так как проблема токсичных деривативов будет экспортирована в те страны, где регулирование такого рынка либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии.