• Авторизация


Джемал Гамахария Абхазия (краткая историческая справка) 18-07-2010 22:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения EDI Оригинальное сообщение

Регионы Грузии: Абхазия

Джемал Гамахария

Абхазия (краткая историческая справка)

Каpты: А. Андерсен

(Карты кликабельны)

  Абхазия – Автономная Республика в составе Грузии. Она расположена в северо – западной части страны между реками Ингури и Псоу. Площадь – 8,7 тыс. кв.км. Столица – город Сухуми.

Грузинская государственость насчитывает, по меньшей мере, 35 вековую историю. Легендарное Колхидское царство, существовашее с середины II тыс. до н.э. ,охватывало большую часть современной территории Грузии, включая Абхазию. С этого периода населенная грузинами современная территория Абхазии непрерывно входила в состав единого Грузинского государства или отдельных грузинских политических единиц ( Эгриси, Лазика и т.д. ). Древние грузинские летописи, объединенные под общим названием «Картлис Цховреба» («Житие Грузии»), открываются сообщением об эпонимах народов Кавказа. Согласно этим летописям, территория от Лихских (Сурамских) гор (делящих Грузию на восточные и западные части) до реки Малой Хазарии (р.Кубань) досталась Эгросу, являющемуся эпонимом западных грузин-эгров. Хорошо известные древним летописцам абхазы представлены в «Житие Грузии» не отдельным народом, а частью западных грузин. Точно такого же мнения придерживались исключительно все античные и средневековые римско-византийские авторы, писавшие о генеологии народов мира. И они, зная о существовании упоминаемых в источниках с I–II веков абазгов и апсилов (некоторыми современными авторами ощибочно отождествляемых с сегодняшними абхазами), в перечне народов мира вместо них указывали колхов, лазов, эгров те западных грузин. 

   [503x333]

    Теми же западными грузинами было создано Абхазское царство со столицей в Кутаиси (конец VIII-X вв.). Все политическое и, что особенно примечательно, дошедшее до нас богатейшее культурное наследие этого царства – исключительно грузинское. Никаких следов деятельности негрузинского этноса не зафиксировано даже в той части Абхазского царства, которое именовалось Абхазским эриставством (воеводством) и охватывало территорию к северо-западу от Анакопии (Новый Афон). В пределах этого эриставства, в частности, Пицунде находилась кафедра автокефального в VIII-X и XV-XVIII веках (а в иные века подчиненого главе общегрузинской церкви) западногрузинского (абхазского) католикоса. В истории хорошо известны имена Пицундских архиереев_исключительно грузин. Более того, известны даже имена и фамилии нескольких сот церковных крестьян Абхазского католикосата в пределах современной территории Абхазии (XVI-XVIIвв). Среди них нет ни одного имени или фамилии, которых хотя бы предположительно можно было бы отнести к предкам современных апсуа- абхазов. Все они являются грузинскими.

 Абхазское царство явилось основным ядром, объединившим общегрузинское государство; возглявляли его представители из абхазской (западногрузинской) царской династии. Уникальный древний письменный источник “ Жизнь абхазских царей”, составленная на грузинском языке, доказывает принадлежность этих царей к грузинской нации. То же самое доказывают многочисленные древние надписи, выполненные от имени абхазских царей на грузинском языке (каких-либо источников или надписей на апсуйско-абхазском языке не существует). Северо-западная граница объединенного грузинского государства, по письменным источникам, до сер. XIV в. достигала до Никопсии (до V века называлась грузинским именем – Старая Лазика), находившейся на реке Негопсухо (севернее от современного города Туапсе). В пределах и этого государства, особенно на современной территории Абхазии развивается и достигает высокого уровня лишь грузинская культура. В то же время в данном регионе нет следов политической и культурной деятельности негрузинского населения, в том числе народа апсуа (самоназвание абхазов). Можно лишь предположить, что со второй половины XIII в. в результате давления со стороны монголов народ апсуа (абзоа, зафиксирован в I веке у Плиния Старшего севернее от Астрахани), двигаясь к юго-западу, проник в северо-западные пределы Грузии, но еще не достиг современной территории Абхазии.

 В период монгольского столетнего господства в Грузии (с сер. XIII до сер.XIVвв.) начинается процесс дезинтеграции единного государства. Сначала возникает Имеретинcкое царство (правопреемник Абхазского царства), внутри которой начинают обособляться Мегрельское и Гурийское княжества. Мегрелия включает в свой состав Абхазское эриставство, охватывавшее территорию от Анакопии (Новый Афон) до р. Бзыби ( примерно, современный Гудаутский р-он). Знаменитый грузинский царь Георгий V Блистательный (1313-1346гг.) освободил страну от монгольского ига и вновь объеденил всю Грузию до Никопсии. Абхазское эриставство, как часть Мегрельского княжества, и на этот раз входило в состав единой Грузии. Наследники Георгия V-го, особенно Александр I Великий (1412-1443гг.) сохранили и укрепили единство страны. Абхазское эриставство- территория современного Гудаутского района – находилась в ее пределах. Анакопия, город Цхуми (Сухуми) и лежащие к юго-востоку от них земли вплоть до р.Ингури являлись органической частью Мегрельского княжства, о чем свидетельствуют многочисленные грузинские и зарубежные, в том числе русские источники – как письменные, так и картографические. Среди множества таких документов можно выделить материалы о деятельности Генуэзской торговой фактории в Цхуми, Сухуми (1354-1475 годы). Они однозначно  доказывают что генуеэзцы имели сношение только свладетелями Мегрелии («НижнейГрузии» и местным грузинским населением.

К концу XV века Грузия распалась на царства и княжества. Абхазское эриставство, оставаясь частью Мегрельского княжества, подобно другим грузинским эриставствам, стремилось к самостоятельности. В середине XVI века владетели Абхазии с помощью Турции и находящихся под ее влиянием горцев Кавказа упрочили свое положение. Горцы–язычники (частью мусульмане) наполнили все эриставство от Анакопии до р.Бзыби. Католикос Западной Грузии в этих условиях вынужден был перевести резиденцию в Гелати (около Кутаиси), хотя официально Пицунда оставалась католикосской кафедрой. Прекратили функционирование многочисленные церкви и монастыри, действовавшие в эриставстве. Полный контроль над Абхазией восстановил владетельный князь Мегрелии Леван II Дадиани (1611-1657 гг.). Он же с целью восстановления христианства окрестил новое население (до 40 тыс. человек) Абхазского эриставства и назначил им епископа.  В XVI-XVII веках грузинcкие царства и княжества, с 1555 г. разделенные между Турцией (досталась западная Грузия) и Ираном (досталась восточная Грузия), стремились к установлению дружественных отношений с единоверной Россией, тщетно добываясь от нее защиты и покровительства. 12 декабря 1638г. царь России Михаил Федорович принимал посла Мегрельского княжества, а с ноября 1639 г. до мая 1640г. в Мегрелии находились послы России. Составленные русскими послами отчеты, изданные еще в XIX веке и переизданные недавно (2005г.), рисуют четкую картину этнополитической ситуации на современной территории Абхазии. Они убедительно доказывают, что к середине XVII века этническая граница Мегрелии простиралась, как минимум, вплоть до современного Гульрипшского района (русские послы, путешествуя по Мегрелии, гостили и в грузинском Драндском монастыре, что недалеко от Сухуми), а политическая власть Дадианов распространялась и на всю остальную часть сегодняшней территории Абхазии (по материалам посольства, назначаемый владетелем Мегрелии католикос этого княжества и всей западной Грузии находился в Пицунде, что недалеко от Гагры и границы с Россией). В материалах посольств нет ни слова об апсуа-абхазах, хотя русские послы объездили всю тогдашнюю Мегрелию, в том числе современный Гальский, Очамчирский и Гульрипшский районы, ныне принадлежащие Абхазии. Мегрелию, включавшую сегодняшнюю территорию Абхазии, Российский царь в своей грамоте Левану II Дадиани называет Иверской (Грузинской) страной. В ответной грамоте Леван II писал царю Михаилу Федоровичу, что он пребывает «во стране Иверской, в месте Мегрельской». Таким образом, Россия впервые официально познакомилась с нынешней территорией Абхазии как с частью Грузинской (Иверской) страны.

  [493x374]

 До начала 70-х годов XVII века около Цхуми (Сухуми) функционировала тн Келасурскаястена-фортификационное сооружение воздвигнутое владетелями Мегрелии. Она обозначена на картах находившихся в Мегрелии впервой половине XVII века католических миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли со следующей надписью «Стенавшестьдесять тысяч шагов для приостановления набегов абазин». Абазины (апсуа) утвердившиеся в Абхазии в XVII веке (поэтому Грузины называли их абхазами и ведомые владетелями края Шервашидзевыми действительно осуществляли набеги на Мегрелию сцелью расширения пределов эриставства и освобождения его от княжеской зависимости. В тоже время владетели Абхазии относя себя к Грузинскому государству безоговорочно признавали зависимость от грузинских царей. Например, в 661 году, когда царь восточной Грузии Вахтанг V временно подчинили западную часть страны владетель Абхазии выразил полное повиновение царю а по его приказанию – и владетельному князью Мегрелии.

 В последующие годы обстановка в стране изменилась. Не удалось восстановить единство разделенного между Турцией и Ираном государства, обострились междоусобицы. Дорого обошелся Мегрелии приезд русских послов, а так же оказывание нередко помощи воевавшим против турок русским казакам. Стремясь оттеснить Мегрелию далеко от Российских границ, Турция активизировала против нее набеги северо-кавказских союзников, на которых опирались и владетели Абхазии в междоусобной войне с владетелями Мегрелии. В начале 80-х годов XVII века, когда представитель абхазской владетельной фамилии Сорек Шарвашидзе включился в борьбу за княжеский престол Мегрелии, он как раз при решающей помощи горцев Кавказа добился успеха и овладел территорией до р.Ингури, присвоив титул владетеля Мегрелии. Поскольку абхазам не удалось овладеть остальной Мегрелией, территория до Ингури вскоре была объявлена частью Абхазии. На захваченной земле новоявленные хозяева прежде всего уничтожили представителей дворянства и православного духовенства, жестоко рассправились с местным грузинским населением, большая часть которого превратили в рабов и беженцев, многих продали в плен. На занятой земле они заселили горцев Кавказа-абазин, кабардинцев и др.; прекратили функционирование или вовсе разрушены веками создаваемые многочисленние грузинские святыни-церкви и монастыри. Среди них можно назвать знаменитые религиозно –культурные центры общегрузинского значения – епископские кафедры в Драндах и Мокви, полностью опустевшее седалище абхазских (западногрузинских) католикосов в Пицунде, украшенные грузинскими надписями храмы в Лыхни, Анухве, Анакопии, Цебельде, Члоу (Чала) и др.; были разграблены, а затем уничтожены принадлежащие Пицундскому католикосату церковные хозяйства. Только на участке между рек Ингури и Галидзга, перешедшем с начала XVIII в. опять под власть владетелей Мегрелии, удалось сохранить действуюшие храмы в Бедиях и Илори.

  Факт позднего заселения современной территории Абхазии горцами Кавказа и оттеснения грузинского населения к югу, вопреки утверждениям сепаратистской историографии, зафиксирован у многих грузинских (Вахушти Багратиони, Д.Бакрадзе, А.Хаханашвили и др.), русских (В.Н.Татищев, А.Н.Дъячков-Тарасов и др.) и европейских (Петр-Симеон Паллас, Юлий Клапрот, Фредерик Дюбуа де Монперэ, Эдмунд Спенсер и др.) авторов XVIII-XIX cтолетия, а так же более позднего периода. Почти современник описываемых событий, выдающийся русский историк В.Н. Татищев ( 1686-1750гг.), сочинения которого имеют значение источника, писал, что Абхазия (Авхети), по его мнению, «часть Мингрелии северная, которую турки и кабардинцы имянуют Авхазос, наши древние именовали обезы. Ныне оной большую часть кубанцы наполняют». По определению самого В.Н.Татищева, обезы-древние жители северной Мегрелии (Абхазии) – т.е. грузины. Кубанцами же, наполнившими северную Мегрелию, по русским летописям, назывались черкесско-адыгские племена, которые действительно проживали на Кубани. Еще в первой четверти XVI века С. Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московии» писал, что к юго-востоку от Азовского моря «по р.Кубани, впадающей в болото (Азовское море-авт.) , живет народ афгазы». Тот же автор считал, что «за р. Кубанью находится Мингрелия». На карте Джакопо Гастальди (1561г.) по реке Кубани действительно обозначен Авсvаs rеgi с городом Асuа (так называют город Цхуми, т.е. Сухуми, апсуа-абхазы). Совершенно ясно, что именно эти кубанцы, как справедливо пишет В.Н. Татищев, «наполнили», т.е. заселили северную Мегрелию, привезя с собой даже название своего главного населенного пункта. Еще один известный русский историк А.Н.Дъячков-Тарасов в 1905 г. писал : «Абхазцы не всегда обитали там где теперь живут, а предания их, многие исторические данные и обычаи указывают , что они пришли с севера и потеснили картвельские племена, пока не остановились у Ингури». О пришлости апсуа-абхазов из севера А.Н Дъячков-Тарасов писал и в 1903 году (а так же в 1909-1910 годах ), указав при этом, что «произошло это не так давно, быть может в XVI-XVII веках». Абсолютно точное заключение.

 Намного раньше к аналогичным выводам пришел академик Фр. Дюбуа де Монперэ, побывавший в Абхазии в 1833году. Он писал о том, как владения Мегрельских Дадианов «распространились по берегу моря приблизительно до Зихии, и как терзали ее (Мегрелию-авт.) постоянные набеги врагов и кровавая рука черкесов, с одной стороны, и турок, с другой, гуляла по этим прекрасным берегам. Князья Дадиани, вынужденные перенести свои границы два столетия тому назад в Анакопию, отошли сейчас до реки Гализги, и Абхазия, эта несчастная страна стала такой же дикой, как леса Америки: все обратилось в развалины, все церквы обрушились, все следы цивилизации сгладились». Вывод Дюбуа де Монперэ подтверждает тот непреложный факт, что абсуа-абхазы, вопреки утверждениям сепаратистов, являются не творцами, а разрушителями веками создаваемой грузинами на современной территории Абхазии христианской цивилизации. То, что современные апсуа – абхазы не являются создателями этой цивилизации, подтверждается полным отсутствием в их языке христианской терминологии, в том числе даже таких основных терминов, как церковь, христианин, крест, рождество, пасха, крещение, свяшенник и т.д. Вся христианская терминология позаимствована ими с грузинского языка. 

 Англичанин Эдмунд Спенсер, рассказывая об апсуа-абхазах, как о непримиримых врагах России, отмечал (1851г.), что «они частью являются потомками крымских (кабардинских-авт.) и кубанских ханов и султанов, которые со своими племенами поселились в этих местах». Таким образом, факт позднего заселения чисто грузинской территории от р.Ингури до р.Псоу кавказскими горцами, «забытый» историками за последние десятилетия (с конца 50-х годов XX века) по политическим соображениям, настолько очевиден, что не подлежит никакому сомнению.

 С конца XVII века происходил долгий и болезненный процесс формирования современной абхазской (апсуйской) нации путем слияния местных грузин-христян и занявших господствующее положение пришлых апсуйцев-язычников, частично мусульман. В основном он завершился в XIX веке. Слияние разных этносов и религий наложил свой отпечаток на религиозное состояние (смесь христианства, мусульманства при ведущей роли язычества), нравы и обычаи (во многом общее с грузинами) народа. Несмотря на радикальные демографические изменения, владетелями Абхазии остались грузинские князья по фамилии Шарвашидзе. Они никогда не отделяли себя от грузинского мира и не отказывались от грузинского языка, являвшегося в Абхазии единственным языком делопроизводства и богослужния. Со своей стороны, цари Имеретии (западной Грузии) всегда считали Абхазию своей провинцией, хотя их власть на Шарвашидзевых была номинальной. По карте Имеретинского царства, составленном в Кутаиси и царем Александром V-ым в 1738 году отправленном в Петербург (вручена императрице Анне Иоановне), вся территория нынешней Абхазии является частью Имеретии (подлинник карты хранится в Москве в Центральном военно-историческом архиве). Царь Имеретии Соломон I (1752-1784 гг.) носил титул царя абхаз-имеров; в одном из писем от 26 апреля 1776 г. он именует себя «владыкой абхазов, имеров, гурийцев и всей Нижней Иверии». Хорошо известно, что Нижняя Иверия т.е. Нижняя Грузия включала и Цхуми (Сухуми), а так же всю сегодняшнюю территорию Абхазии.

 Владетели Мегрельского (Одишского) княжества, потерявшие реальный контроль над Абхазией, так же не отказывались от своих исконных земель. Они именовались: «владетель Одиши-Лечхуми-Сванов и Абхазов». Так титуловались, например, Кация II Дадиани (1758-1788 гг.), Григол Дадиани (1788-1804 гг.) и др. С начала XVIII в. в состав Мегрелии была возврашена территория между реками Ингури и Галидзга, получившая названия Самурзакано.

 В конце XVIII- начале XIX веков положение грузинских политических единиц резко изменилось, что связано с заключением в 1783 г. покровительственного трактата между Карталинско-Кахетинским царством (восточная Грузия) и Россией.Правда, трактат несколько ограничивал суверенитет Грузии, но страна сохраняла независимость и оставалась субъектом международного права. Важно отметить, что один из пунктов трактата (четвертый сепаратный артикул) предусматривал обязательство России, способствовать освобождению и возвращению исторических земель Грузии под власть восточногрузинских царей. Тем самым Петербург (взамен ограничения суверенитета Грузии в пользу России) брал на себя обязательство способствовать восстановлению Грузинского царства в своих исторических границах. Следовательно, трактат 1783 г. имел прямое отношение и к Абхазии, которую в России по-прежнему считали составной частью Мегрельского княжества. По «Исторической Карте Российской Империи» (1793 г.), северо-западная граница Грузии (которая, по карте, считается приобретенной территорией) достигает до Азовского моря; на ней обозначены и западногрузинские провинции – Имеретия, Менгрелия. Последняя включает в свой состав территорию и современной Абхазии, которая на карте отдельно вообще не обозначена. Четвертый сепаратный артикул трактата 1783 г. как раз предусматривал восстановление Грузинского царства в границах, указанных на «Исторической Карте Российской Империи» 1793 года.

 Однако Россия жестоко обманула надежды поверившей и доверившей ей свою судьбу Грузии. Она не только не выполнила взятые на себя обязательства по ее покровительству, восстановлению единного государства, но в сентябре 1801г. упразднило восточногрузинское царство и ввело в стране прямое русское управление. При этом Россия временно отказалась от губернской формы правления и 1802 г. учредило «Управление Грузией», во главе которой стояли главнокомандующие, называемые и главноуправляющими Грузией. Такая форма правления – «сохранение» Грузии – позволяла России придать «законный характер» захавту исторических грузинских провинций, подвластных Турции и «восстановить» историческое Грузинское царство, но не как независимое государство (как предусматривал трактат 1783г.), а как провинцию России.

  Растоптав трактат 1783г. и аннексировав восточную Грузию, Россия стала постепенно прибирать к рукам и западную часть страны, в том числе Абхазию. В декабре 1803 г. Григорий Дадиани как «законный владетель Одишский, Лечхумский, Сванетский, Абхазский и всех земель, искони предкам моим пренадлежащих», написал прошение о принятии в подданство России «со всеми моими владениями, как выше названными, так и разными случаями отошедшими». Правитель Мегрелии явно имеет в виду как Абхазию, так и Джикети и другие исторические грузинские земли вплоть до Азовского моря. Нет сомнения, что прошение о вступлении Мегрелии в подданство России даже с «отошедшими» от нее территориями написано под диктовкой из Петербурга с учетом четвертого сепаратного артикуля из трактата 1783г. В соответствии с этим артикулем и прошением Григория Дадиани Россия получила «законное право» бороться за присоединение всего северо-восточного Причерноморья, включая Абхазию.

 На рубеже ХVIII- XIX веков Абхазия, благодаря поддержке Турции и энергичным усилиям ее владетеля Келеш-бека, являлась довольно сильным политическим образованием. Келеш-бек с 1803 г. уже высказывал тайное желание вступить в подданство России и при посредничестве владетеля Мегрелии пытался установить связь с главноуправляющим Грузией генералом П.Цициановым. Последний 27 октября 1803г. государственному канцлеру графу А.Р. Воронцову сообщал: “Между тем долгом почитаю коснуться истории Келеш – бека и его владения. В 15-ом веке, а именно до 1414 года от Рождества Христова, когда Иверия не была разделена, он, Келеш-бек, известен был по имени Шервашидзе: владение его составляло одно из провинции Иверии». Это и давало «законное» право России на овладение Абхазией.

 Современная территория Абхазии, как и другие грузинские провинции, по частям вступила под покровительство России. 9 июля 1805г. владетели Самурзакано (территория между реками Ингури и Галидзга) в селении Бандза (Мартвильский р-н) подписали клятву на верность России и Мегрелии, считая себя частью последней. «Мы есть рабы,- сказано в клятве, – как всемилостивейшего Государя, так и самодержца Мингрелии Левана Дадиани, ибо мы с нашей землею издревле принадлежали Мингрельскому самодержцу кн. Дадиани».

С учетом международной обстановки несколько затянулось принятие собственно Абхазии под Российское покровительство. Этот процесс ускорился после убийства в 1808 г. Келеш-бека и усиления в Абхазии протурецких сил. Возглавлял эти силы сын убытого владетеля Арслан-бек (обвиненный в убийстве отца), захвативший власть и пользовавшийся поддержкой большинства населения. Провозгласивший себя владетелем Абхазии старшй сын Келеш-бека, зять владетеля Мегрелии Георгий (Сефер-бек) объявил войну брату Арслан-беку и обратился за помошью к русским властям, а так-же временной правительнице Мегрельского княжества Нино Дадиани. Она привела Георгия Шарвашидзе к присяге на верность императору России. В письме на имя Нино и малолетнего законного владетеля Мегрелии Левана Дадиани (1804-1840 гг.) Георгий Шарвашидзе обязывался со своими « верными и усердными подданными повиноваться и слушаться приказаний Главноуправляющего Грузией». Владетель Абхазии понимал, что вступив в подданство России, его владение снова становилось частью Грузии, но уже управляемой не грузинскими царями, а русскими генералами. В упомянутом письме Георгия Шарвашидзе содержиться следуюшая просьба к правителям Мегрелии: « Так как вы привели меня к присяге с верными моими князьями на верность всемилостивейшему Государю нашему императору, то поревнуйте за меня, чтобы вами мне обещанное не миновало двора самодержавнейшего государя нашего, ибо я уже выказал себя пред татарам противником и врагом, а так же выдал вам аманатов, как вы просили. Следовательно, от вас зависит как вы за меня потрудитесь или как отверзете мне дверь самодержавнейшего государя нашего». Решение судьбы Абхазии, действительно, во многом зависело от Мегрелии, правители которой постоянно давали знать русским властям, что исторически Абхазия является частью их владения. 8 июня 1808 г. в письме на имя императора с просьбой о принятии Абхазии в подданство России, Нино Дадиани недвусмысленно писала: «Хотя переменчивость времени и соседственные несогласия вывели Абхазию из нашего владения, но издревне Никопсия была наследственной столицей Дадиани Левана (Леван II -1611-1657гг.-авт. ) и его предков и покойный Кациа Дадиани ( Кациа II – 1758-1888гг. авт.) взымал с Абхазии дань и она есть член Мингрельского владения, почему удобно может быть принята под Ваше единодержавие». Таким образом, Абхазия вступала в подданство России как «член Мингрельского владения».

Усилиями Нино Дадиани решение вопроса об Абхазии ускорилось. 12 августа 1808г. Георгий Шарвашидзе и верные ему князья подписали составленные на грузинском языке просительные пункты о прнятии Абхазии в подданство России. В них владетель Абхазии еще раз подчеркнул, что обязуется быть «покорен Главноуправляющему Грузиею вместе с верными и усердными рабами и подданными». Просительные пункты имеют следующую приписку Георгия Шарвашидзе:

«Прежде сего посланные от меня письма и сие я заставил писать господина Протоиерея Иоанна Иоселианова (настоятель Мегрельской придворной церкви- авт.), который искренним сердцем советовал мне предать себя в подданство императорскому престолу». 17 февраля 1810 император России Александр I утвердил просительные пункты владетеля Абхазии. Приведенные материалы ясно показывают, что Абхазия вступила в подданство России как историческая провинция Грузии, как «член Мегрельского владения». Решающую роль в этом сыграла временная правительница Мегрелии, дочь Грузинского царя Георгия XII – Нино Дадиани, наивно полагающая, что сможет вернуть Абхазию с помощью России. Главнокомандующий Русской армией в Грузии и на Кавказе генерал А.Н. Тормасов 11 января 1810 г. писал министру иностранных дел России графу Н.П. Румянцеву, что именно стараниям Нино «должно отнести наклонение Сефер-Али-бека вступить со всем Абхазским владением в вечное покровительство и подданство России.» После всего этого, не выдерживает никакой критики громогласное заявление высших руководителей сегодняшней России, оправдываюших незаконное решение о признании «независимости» Абхазии лжеисторией- якобы вступлением Абхазии в состав России отдельно от Грузии. На самом же деле Абхазия вступила в подданство России как провинция исторической Грузии и была подчинена главноуправляющим Грузией. Отдельно от остальной Абхазии подписали составленное на грузинском языке клятвенное обещание владетели Цебельды, прибывшие по приглашению правителя Мегрелии Левана V Дадиани в с. Окуми 29 ноября 1815 г. В подписанном документе сказано: «Мы нижеподписавшиеся, владельцы Цебельдинской области князья Маршания, подносим сие письмо вам, светлейшему владетелю Дадиани Леону, в том что хотя отцы и деды наши были послушны и верны вашим предкам, но по некоторым случайным тревогам отдалились один от другого, ныне же, так как вы желаете нашего сближения, с возобновлением любви и милости к нам по прежнему, то и мы верим таковому истинному слову вашему и клянемся на сем св. Алкоране прежде всего не быть ни в чем противниками его Величества Российскому Государю Императору Александру Павловичу и поставленным от Него в здешних странах правителям, через посредство Ваше; быть покорными и вашим велениям»… Небезынтересно отметить, что омусульманившиеся владетели Цебельды клятву на Алкоране давали грузинскм православным свяшеннослужителям – Цайшскому митрополиту Григорию (Чиковани), архимандриту Георгию (Кухалашвили) и протоиерею Иоанну Иоселиани. Из приведенного документа, заверенного печатью митрополита Григория, хорошо видно, что Цебельдинская область, по признанию ее правителей ( и по многим другим сведениям) исторически ( до XVII века) являлась владением Мегрелии; поэтому они поклялись впредь не враждовать с Россией и «быть покорным» велениям Левана V Дадиани.

Несмотря на подписание «Просительных пунктов» и «Клятвенных обещаний» абхазский народ до конца 70-х годов XIX в. не переставал неравную борьбу с Россией. 27 марта 1864 г. наместник Кавказа Михаил Романов, обосновывая необходимость и целесообразность упразднения Абхазского княжества, писал, что «Россия вместо благодарной союзницы приобрела в Абхазии непокорную и коварную рабу, готовую с распростертыми объятиями принять каждого врага нашего, который явится у ее берегов. Так поступила она в минувшую войну (1853-1856 гг. – авт.)… И в настоящее время еще не один солдат не смеет обойти двух верст от Сухума, не подвергаясь опасности быть убитым, ни один начальник не решает проехеть по этому краю без сильного конвоя…

При таком положении края выгодна ли России и согласно ли с чувством справедливости и человеколюбия оставлять его под властью владетеля, теперь им управляющего.

В отношении политическом это было бы положительно вредно. Оставаясь в настоящем положении, Абхазия всегда будет представлять готовый плацдарм и готовое основание для действий неприятеля против Закавказского края со стороны моря.» Наместник предлагал упразднить княжество, образовать военный округ с подчинением Кутаискому генерал-губернатору, водворить вдоль морского берега до устья Ингури казачьи поселения. В апреле 1864г. император одобрил предложения наместника. Тем самым манифест от 17 февраля 1810 г. о принятии Абхазии под Российское покровительство потерял юридическую силу.

После окончания Российско-Кавказской войны (21 мая 1864г.) настало время для приведения в исполнение решения об упразднении Абхазского княжества. В июне 1864г. последний владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе отстраняется от должности и вводится прямое русское управление. Абхазия преобразовывается в Сухумский военный отдел, а с 1883 года_ в Сухумский военный округ в составе Кутаиской губернии. С 1903 года округ, из которого затем была выведена Гагра, подчинялся непосредственно наместнику, в судебном и полицейском отношениях оставаясь в введении Кутаиской губернии.

Упразднение Абхазского княжества, введение русского управления привело к массовому недовольству населения. Оно стало одной из главных причин восстания в Абхазии 1866 года. Власти жестоко подавили восстание, а в 1867 году устроили т.н. мухаджирство- массовое изгнание абхазского населения в Турцию. По официальным заниженным данным, до 20 тыс. абхазов покинули родину. Очередная волна массового переселения приходится на период русско-турецкой войны 1877-1878гг. Жертвами мухаджирства стали тогда около 32 тыс. абхазцев, обвиненных в государственной измене. Это была величайшая народная трагедия. Результаты мухарджирства могли быть еще более плачевными, если не успешная миссионерская деятельность в Абхазии грузинского духовенства под руководством ныне кононизированных святителей- епископов Александра (Окропиридзе) и Гавриила (Кикодзе). Они более 25 лет (соответственно, в 1861-1869и 1869-1886 годах) руководили Абхазской епархией Грузинского экзархата и просветили несколько десятков тысяч абхазцев, что спасло народ от полного физического исчезновения подобно безжалостно уничтоженных Российей убыхам и другим горским племенам восточного Причерноморья.

Власти приняли и другие жесткие меры для подавления «ненадежных» абхазцев. По указу императора от 31 мая 1880г. они были объявлены «виновным населением», что привело к дискриминации народа, ограничению социальных и политических прав всего абхазского населеня.

После победоносного завершения войны на Кавказе, уничтожения или выселения из родных мест целых народов, особенно подавления и крайнего ослабления абхазов, Россия ужесточила колониальную политику в Грузии. В Абхазии она выразилась в ускоренной колонизации края русскими, армянами, греками и другими лояльными к России народами (в тот период во внутренние районы Абхазии возвращалось и грузинское население), в руссификации школы и церкви, притеснении грузинского населения, искоренении грузинского языка со всех сфер государственной и общественной жизни, искусственном обострении взаимоотношений между грузинами и абхазами . В отношении абхазов власти проводили политику « кнута и прияника». В результате мухаджирства абхазы настолько ослабли, что они больше не являлись реальной политической силой и не представляли угрозу для империи. В этих условиях власти пытались направить недовольство абхазов против грузин, являвшихся авангардом демократического и национально-освободительного движения в Абхазии. Имперская политика «разделяй и властвуй» дала первые ощутимые результаты в период демократической революци в России (1905 – 1907 гг.). В те годы неожиданно для всех абхазы не примкнули к революции. Более того, они поддержали политику царизма, самодержавный строй. Причину этого явления следует искать в особенностях социального устройства абхазского общества ( в отсутствии социального гнета и острых классовых противоречий), в успехе целенаправленной антигрузинской политики царизма, русификации всех сторон жизни ослабленного абхазского народа, в естественном стремлении последнего избавиться от звания «виновного населения», чтобы вернуть незаконно отнятые в 1880 г. политические и социальные права. Расчет в определенной мере оправдался. 27 апреля 1907 г. император Николай II утвердил представленные правительством положения «Об уравнении прав землевладения жителей Сухумскоо округа». Народ освободился от угнетающего и унижающего звания «виновного населения».

Как в ходе революции 1905-1907 годов, так и особенно после ее поражения, ознаменовавшегося началом реакции, власти стремились углубить пропасть между грузинами и абхазами. Уже с начала XX в. имели место попытки (хотя и безуспешные) церковного отделения Абхазии от Грузинского экзархата; началась разработка, в том числе в академических кругах, идеологии «Абхазия-не Грузия», которая активно внедрялась в сознание абхазского народа. Несмотря на все старания царизма и реального обострения грузино-абхазских взаимоотношений, в 1916 году и до февраля 1917 г. (до свержения царизма) передовые представители грузинского и абхазского народов сумели совместно отстоять единство Грузинского экзархата и Сухумской епархии, предотвратив осуществление плана русского святейшего синода об отделении от экзархата Сухумской епархии, а от последней – церквей Самурзакано.

После февральской (1917г.) демократической революции и свержения царизма изменилась обстановка по всей империи, в том числе в Закавказье, в самой Абхазии. Высшим органом власти в России являлось временное правительство, в Закавказье-Особый Закавказский Комитет (во главе которого стоял самурзаканец А.Чхенкели), Абхазии-Комитет общественной безопасности (создан 10 марта 1917г. во главе А.Шарвашидзе). Должность Сухумского городского головы занимал В. Чхиквишвили. Как и следовало ожидать, апсуа-абхазы и их политические лидеры сильно сочувствовали объединительному движению горцев Северного Кавказа. В сентябре 1917 г. был создан Центральный Комитет (Правительство) горцев, делегировавший своего представителя в Абхазию. Съезд Абхазского народа (7-8 ноября 1917г.) принял решение о вхождении в союз горцев, утвердил декларацию и конституцию Абхазского Народного Совета (АНС), избрал состав Совета ( председатель С.Басариа). АНС являлся национально-политическим органом только абхазского народа, защищал его интересы и не претендовал на роль правительства или высшего политического органа. Он послал своего представителя на Северный Кавказ и в правительство горцев, получив место полномочного «министра» по делам Абхазии. Необходимо подчеркнуть, что установление политических связей с Северным Кавказом, вопреки утверждению сепаратистов, не означало вхождение Абхазии в его состав. В административном отношении Абхазия оставалась в составе Закавказья. На территорию Абхазии не претендовало и Временное правительство союза горцев. В его декрете №1 от 4 декабря 1917 г. говорилось:«В отношении Закатальского и Сухумского округов Временное Горское правительство имеет власть по вопросам национально-культурного и политического характера, распространение теперь же и полностью государственной власти горского правительства на эти округа представить на разрешение Закатальского и Сухумского народных советов». АНС никогда не принимал решение о государственном объединении Абхазии с Северным Кавказом. Более того, II крестьянский съезд Сухумского округа (4-9 марта 1918г.) принял решение о вхождении Абхазии «в общую семью Закавказских наций, как равноправный член», чтобы она выковала «свою судьбу и наилучшее будущее совместно с демократической Грузией».

Абхазия находилась под юрисдикцией правительства Закавказья. Власть Особого Закавказского Комиета 11 ноября 1917г. сменяется властью временного правительства – Комиссариата- под председательством Е.Гегечкори. После разгона большевиками Учредительного Собрания России (январь 1918г.) Комиссариат взял Курс на независимость Закавказья. 10 февраля 1918г. депутаты Учредительного Собрания от Закавказья образовали Закавказский Сейм, провозгласили независимость региона (9 апреля 1918г.). Назначенное Сеймом новое правительство Закавказья возглавил А.Чхенкели, Сухумский округ (Абхазия) стал частью независимого Закавказья.

Параллельно с государственным устройством Закавказья шел процесс самоопределения народов, входящих в его состав. В рамках этого процесса в Тбилиси состоялась встреча представителей Грузинского и Абхазского народных советов. После деловой дискуссии стороны пришли к соглашению «воссоздать единую нераздельную Абхазию в пределах от р. Ингури до р. Мзымта, в состав которого войдут собственно Абхазия и Самурзакано». Форму будущего политического устройства Абхазии должен был определить демократически избранное Учредительное Собрание. К этому времени усилиями Закавказских властей практически разрешился вопрос о возвращении Гагрской зоны опять в состав Сухумского округа. Предварительное решение по данному вопросу приняло 30 октября 1917г. заседание Особого Закавказского Комитета под председательством А.Чхенкели, а 7 декабря 1917г. Закавказский Комиссариат под председательством Е. Гегечкори окончательно постановил : «В отмену высочайше утвержденного 25 декабря 1904г. положения Комитета Министров возстановить старую историческую границу Сухумского округа путем включения в округ Гагрского и Бзипского районов».

Зимой и весной 1918г. Российские большевики дважды попытались захватить Абхазию и установить советскую власть. Однако, по решению Сейма и правительства Закавказья грузинская национальная гвардия 17 мая 1918г. освободила Сухуми, а затем –остальную часть Абхазии. 20 мая 1918г. Абхазский Народний Совет подтвердил собственные решения, а также решение II крестьянского съезда о вхождении Абхазии в общую семью Закавказских народов. Вопреки очевидным фактам, сепаратистская историография день провозглащения независимости Горской республики- 11 мая 1918г.- считает днем восстановления абхазской государственности. Невозможно понять, каким образом восстановила Абхазия свою государственность в условиях большевистской оккупации, разгона АНС, ареста его членов и когда регион именовался не Абхазией, а Сухумским округом? Миф о восстановлении государственности всего лишь выдумка сепаратистов.

В мае 1918г. из-за внутренных разногласий по важным международным вопросам Закавказское государство распалось. 26 мая 1918 г. Грузинский Национальный Совет объявил государственную независимость. В результате переговоров между правительством Грузии и АНС 11 июня 1918 г. заключен договор, ставший основой возвращения Абхазии в лоно грузинской государственности.

[522x345]

Шовинистов и сепаратистов не устраивал мир и согласие в Абхазии. В середине июня 1918 года Российские большевики осуществили очередное наступление из Сочи и дошли до Нового Афона. По просьбе членов Абхазского Народного Совета, правительство Грузии направило в Абхазию военный отряд под командованием ген. Г.Мазниашвили. 19 июня генерал прибыл в Сухуми, а 27 июня перешел в наступление. Грузинские войска, усиленные абхазским эскадроном из 300 человек, не только освободили Абхазию, но и продолжили наступление и 26 июля 1918 года взяли Туапсе, в августе же 1918 г. отступили до Сочи.

Сепаратисты воспользовались создавшимся положением и 27 июня 1918 года, когда в Абхазии происходили бои против большевиков, в Кодорский участок прибыл приглашенный ими турецкий десант. Грузинские войска с помощью русских казаков разгромили десант.

Шовинисты и сепаратисты, потеряв всякую надежду на успех, подняли шумиху об «оккупации» Абхазии генералом Г.Мазниашвили и требовали удаления из региона грузинских войск. Тезис об «оккупации» поныне эксплуатируется сепаратистской историографией, доказывая с ее помощью «незаконность» вхождения Абхазии в состав Грузии в 1918 -1921годах. Этот вопрос не раз обсуждался на заседаниях АНС. 17 июля 1918 г. был рассмотрен вопрос о доверии к штабу Г.Мазниашвили. АНС решил «вновь подтвердить неоднократные свои постановления и высказаться о необходимости присуствия здесь грузинских частей». 18-19 июля 1918 года АНС не поддержал даже предложение представителя правительства Грузии И.Рамишвили о выводе грузинских воиск из Абхазии. Приведенные факты опровергают утверждение об «оккупации», ибо грузинские войска находились в Абхазии в соответсвии с договором от 11 июня 1918г. и по настоятельной просьбе АНС.

После провала большевистской авантюры, сепаратисты взяли курс на белогвардейцев во главе с М.Алексеевым и А.Деникиным. Безуспешные переговоры министра иностранных дел Грузии Е.Гегечкори и ген. Г.Мазниашвили с руководителями белогвардейцев по вопросам Сочинского округа 25-26 сентября 1918 г. показали , что противник возлагал серьезные надежды на безпринципных сепаратистов.

Опасение оправдались. 9 октября подстрекаемые белогвардейцами сепаратисты предприняли попытку политического переворота, отстранения от власти руководителей АНС во главе с председателем В.Шарвашидзе. Попытка провалилась. По предложению председателя АНС и других его членов правительство Грузии распустило Народный Совет, арестовало заговорщиков, а затем назначило новые выборы. В период предвыборной кампании Грузии пришлось отражать нападение белогвардейцев, вторгшихся в ее пределы со стороны Сочи. Противник оккупировал Гагры и укрепился на р.Бзыби. Несмотря на это, 13 февраля 1919 г. первые в истории Абхазии демократические многопартийные выборы в Народный Совет прошли организованно. 20 марта 1919 г. Народный Совет принял «Акт об автономии Абхазии», первый пункт которого гласит: «Абхазия входит в состав Демократической Республики Грузия , как ее автономная единица». В мае 1919 г. Народный Совет принял решение о создании правительства- Комиссариата. Возглавил его А.Эмухвари. Тогда же Абхазский Народный Совет, преобразованный в Народный Совет Абхазии, возглавил В.Шарвашидзе.

1919-1921 годы были периодом реального осуществления в жизни автономии Абхазии, укрепления структур власти, изгнания из Гагры белогвардейцев (апрель 1919г.), выработки проекта конституции Абхазии. При этом власть сталкивалась с жестким сопротивлением большевиков и их сторонников в Народном Совете, стремящихся дестабилизировать ситуацию в Абхазии . Международное признание Грузии в январе 1920г., а так же заключение договора и признание Советской Россией независимости Грузии 7 мая 1920г. несколько укрепили положение молодого грузинского государства, создали правовые гарантии для сохранения и укрепления территориальной целостности страны. В частности , I пункт III статьи договора от 7 мая 1920 г. четко определял государственную границу между Грузией и Россией «от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча…» Россия обязалась «признать безусловно входящими в состав Грузинского государства, кроме отходящих к Грузии в силу пункта I статьи III настоящего договора частей Черноморской губернии (Гагрская зона-авт.) , нижеследующие губернии о области бывшей Российской империи – Тифлисскую, Кутаисскую и Батумскую со всеми уездами и округами, составляющими означенные губернии и области, а так же округа Закатальский и Сухумский» (ст.IV, п.1).

Грубо нарушив договор от 7 мая 1920г., Советская Россия в феврале-марте 1921г. оккупировала, а за тем аннексировала Грузию.

 

http://iberiana.wordpress.com/afxazeti/j-gamakharia-1/

 

 

* * *

 

 

А дальше уже коммунистическая эпоха, чего одни окрестили как оккупацию, аннексию (в соответствии норм международного права и в это можно легко убедиться, если объективно будут изучены все документы вторжения Советской России на территорию суверенной Грузии в феврале 1921 года), а другие - как свободное развитие Грузии (и Абхазии), несмотря на репрессии, несмотря на железный занавес, несмотря на уничтожению религии и частности Православия (а также и других религий) в Грузии (и в целом на территории бывшего СССР), когда вместо настоящей веры старались ввести т.н. коммунистическую веру, когда вместо одного, истинного Бога, всех народов бывшего СССР заставляли поверить в других "богах", во главе Ленина. А ведь на контролируемую ими территорию многие коммунистические вожди, именно, так и поступали, что считали себя чуть ли не богами... Да, окрестили ту эпоху как золотой век для народов СССР, как будто без ленинского коммунистического строя не было бы будущее ни у кого, а ведь, именно, при этого строя (как бы не твердили обратное некоторые рабы, слепцы, напрямую виновные в преступлениях или же подонки покрывающие преступления) и строились советские концентрационные лагеря типа ГУЛАГ, именно, при этого строя были репрессированы многие невинные люди и репрессировали людей даже семьями, так называемые "тройки" расстреливали людей в соответствии личных отношений, именно, тогда и был преступный Голодомор, именно тогда и была тотальная слежка за всеми и свобода человека так ограничивалась, таким тотальным и тираническим был пресс на людей, что немало их них даже радовались подобным ограничениям, главное, что бы их как баранов не ограничивали в пастьбе. А за это время в мире многое менялось, многое развивалось, много чего усовершенствовалось, а кто на каком уровне остались, стало видно уже после распада СССР, когда народы бывшего СССР, за железным занавесом, отчетливо увидели бездну или болото (разные бывали ассоциации), где они находились и оттуда пришлось уже наблюдать на вершину развития, где находилось цивилизованное сообщество. Кто-то, сейчас, скажет, что не это главное, а то, что каждый день он мог кушать бутерброд. Ну и чем же тот не похож на раба с античной эпохи? Только тем, что тогда не было, cкажем, электричества, а в 20-21 веках оно есть?!

И, сейчас, в Абхазии т.н. ГУЛАГ, где имело место этночистка и из этого региона самым жестоким и кровавым образом абхазскими сепаратистами, российскими военными и басаевскими террористами (все они воевали вместе, бок о бок) были изгнаны мирные жители разной национальности в количестве более чем ТРИСТА ТЫСЯЧ. И сейчас, Абхазия окружена железным занавесом и только тогда станет все ясно абхазам, когда они избавятся от бандитов и марионеток во власти и посмотрят на мир уже своими, а не глазами россиян! Да, сейчас, за абхазов и вместо них все решает и все твердит Россия и россияне. Не верите? Ну так проверяйте все факты, начиная с инета, с дискуссий, где россияне вместо абхазов и твердят то что будет лучше для них, а потом поинтересуйтесь, кто и как контролирует в Абхазии начиная с экономики, заканчивая административных границ, где по "просьбе" марионеток и строят новую берлинскую стену...

Да, да, именно, россияне и решают единолично все для Абхазии, вот потому и российская сторона была всегда категорически против интернационализации миротворческой миссии в сепаратистских регионах, так как хотела единолично и по своему усмотрению все решать.

АБСОЛЮТНО УВЕРЕН, ЧТО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ НЕ ПОЗВОЛИЛА БЫ РОССИИ НЕПРАВОМЕРНЫХ И ПРЕСТУПНЫХ ПОСТУПКОВ (НЕЗАКОННАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ, РОССИЙСКОГО ФИНАНСО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВТОРЖЕНИЯ, ВООРУЖЕНИЕ СЕПАРАТИСТОВ И Т.Д.) В СЕПАРАТИСТСКИХ РЕГИОНАХ; ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ ТОЧНО ПОМОГЛА БЫ УРЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАРОДАМИ; И, САМОЕ ГЛАВНОЕ, БЫЛА БЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ, ТО НЕ БЫЛО БЫ ВОЙНЫ!!!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Джемал Гамахария Абхазия (краткая историческая справка) | Bergmann - Bergmann | Лента друзей Bergmann / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»