• Авторизация


Профилактика 22-08-2008 16:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На современном этапе развития наркотической ситуации в стране уже ясно, что педагогическая профилактика наркомании не может сводиться к отдельным мероприятиям и лекциям о вреде наркотиков разового характера. Нужна долгосрочная комплексная система профилактики, направленная на воспитание личности ребенка в целом. Только комплексный подход к сопровождению развития ребенка, включающий антинаркогенную направленность воспитания, совместными усилиями педагогов, психологов, валеологов, социальных педагогов, медицинских работников и, конечно же, родителей может быть наиболее эффективным.Особую роль в противостоянии личности наркотикам играют ее психологические особенности и внутренние механизмы реагирования, взаимодействия, приспособления к жизненным обстоятельствам. Опыт показывает, что социальная и медицинская профилактика употребления одурманивающих средств без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Многие исследователи пришли к выводу, что сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, с гораздо большим, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу своей будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения.Поэтому необходима психологическая поддержка ребенка именно в школьный период жизни. Данные зарубежных исследований показывают, что необходимо удержать от употребления одурманивающих средств до 20-21 года. Потом вероятность обращения к таким средствам и появление зависимостей почти равны нулю. Но необходимо учитывать, что некомпетентная антинаркотическая контрпропаганда, может наоборот спровоцировать у подростков интерес к психоактивным веществам. Кроме того, нельзя забывать о профилактике других вредных пристрастий, так как по данным ученого Д. Кандела употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака.В связи с этим наиболее перспективными представляются программы, ориентированные не на информирование "о последствиях", что чаще всего наблюдается в школах, а на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления и создании условий для самореализации и сохранения психологического и соматического здоровья школьников.Своя концепция профилактики наркомании средствами психологической поддержки родилась в результате практической работы со старшеклассниками. Этот возраст характеризуется активным поиском себя в этом мире. Как показывает практика, проблемы, которые подростки пытаются и вынуждены решать, разнообразны: первая любовь и без взаимности, предательство друзей, непонятная депрессия, невнятная тоска в глубине души, постижение идеи Бога от изучения мировых религий до вступления в секту мормонов, страх смерти, ощущение ненужности и одиночества, конфликты с родителями, сексуальные проблемы...Когда «покопаешься» в каждом конкретном случае становится ясно: корень этих проблем - одиночество души, незрелость личности подростков. Рядом нет взрослого, который бы их понял, поддержал и научил, как конструктивно решить проблему. Родителям не до них, они зарабатывают деньги, или запутались в личных проблемах, или не понимают проблем своих детей и озабочены только тем, чтобы был обут-одет-накормлен. Учителям порой гораздо интереснее успеваемость, посещаемость, внешний порядок. А мир таких же, как он, подростков, некомпетентных, но "всезнающих" незрелых, но "все повидавших", зачастую, социально дезадаптированных, но "крутых", к сожалению, ничему конструктивному не научит. У всех достаточно благополучных подростков, по наблюдениям автора, есть рядом взрослый - друг: родитель, старший брат, тренер, который им помогает взрослеть, относясь к ним, как к рав­ным.Опыт работы со старшеклассниками подсказал, что работа по профилактике наркомании должна подразумевать работу с ДУШОЙ, с внутренним миром подростка.Активная психологическая работа по предупреждению наркотизма проводится уже третий год. Можно говорить о сложившейся системе и первых результатах этой работы. Модель превентивной работы по этой проблеме представляет собой 3 ступени.1 СТУПЕНЬ - диагностика, которая включает в себя изучение различных аспектов формирующейся личности - гностического (познавательного), аксиологического (ценностного), коммуникативного, психологических черт характера - мотивации, направленности, стремления к новым ощущениям, среды, в которой происходит становление личности ребенка - семьи, школьной и уличной компании,а также мониторинг наркотической ситуации по специально разработанной анкете, отражающей четыре стороны ситуации - 1) осведомленность подростков о воздействии на здоровье одурманивающих веществ, 2) их жизненные взгляды, 3) наличие наркотиков в их окружении, 4) предложения самих подростков по разрешению проблемы, что позволяет сделать профилактику более точной и адресной, исходя из конкретных результатов, т.е. как бы подобрать правильный ключ к замку.2 СТУПЕНЬ - концепция, отражающая цели, подходы и принципы профилактической работы, которые сводятся к воспитанию компетентной, зрелой, психологически и социально здоровой личности, ответственной за свою жизнь и поступки, строящей свою жизнь осознанно адаптироваться, противостоять жизненным испытаниям и быть счастливой, обладающей чувством меры, адекватной самооценкой, уверенным поведением, внутренней свободой, с которой легко общаться, приятно дружить и любить, но которая не позволяет собой манипулировать. Сейчас уже ясно, что к наркотикам прибегают люди, у которых что-то не в порядке внутри - растерянность перед проблемой или бездуховность, может быть депрессия, одиночество души, непонимание со стороны близких людей или неумение выбирать друзей, сказать «нет». Причиной обращения к наркотикам становится внутреннее неблагополучие, а не внешнее, как считалось ранее, поэтому профилактика наркомании должна быть частью воспитательной работы с личностью. Для этого не обязательно постоянно говорить о вреде наркотиков, вызывая у кого-то недоверие к этой информации, а у кого-то интерес и желание попробовать. Надо просто работать с внутренним миром ребенка. Коротко концепция строится по принципу «профилактика употребления наркотиков без употребления слова наркотики» и базируется на основе конструктивно-позитивной модели педагогической профилактики, ставящей целью формирование внутриличностных антинаркотических барьеров, с добавлением элементов информационной модели и модели поведенческих навыков.Автор в своей работе с подростками акцентирует внимание на формировании внутренней личностной позиции в таких жизненных аспектах как умение быть счастливым, психическая саморегуляция, стрессоустойчивость, чувство меры, уверенное поведение, умение сказать «нет», знание закономерностей психической жизни человека, разумное отношение к деньгам, критическое восприятие рекламы «легкой жизни», соотношение возможностей и потребностей, формирование адекватной самооценки, понимание свободы как ответственности, развитие осознанности в жизни, переживание тайны Бытия, всеобъемлющее отношение к смерти, любви, дружбе, формирование личных ценностей на основе универсальных общечеловеческих законов.3 СТУПЕНЬ - реализация концептуальной модели через традиционные формы психологической работы - консультации, тренинги, факультативные занятия различной направленности по развитию познавательной и мотивационной сферы, навыков самопознания, уверенного поведения и общения по авторским программам, а также через нетрадиционные формы - интеграцию психологии с предметами общеобразовательного цикла. В данный момент успешно идет интеграция с такими предметами как литература, обществознание, биология, химия. Есть планы о проведении совместных уроков в курсе физики и ОИВТ. Интеграция психологии с общеобразовательными курсами является оригинальной и эффективной формой работы по профилактике наркомании. Главное преимущество такой формы профилактики - массовость и ненавязчивость. Через урочную форму охватываются все дети, при этом не нужно дополнительных затрат времени на встречи с психологом после уроков, когда «воспитательная» беседа как бы искусственно навязывается. При интеграции ничего подобного не происходит - беседа идет по изучаемой теме, ненавязчиво и незаметно осуществляется психотерапевтическое воздействие, без сопротивления аудитории, ведь психолог пришел на урок, чтобы помочь более полно раскрыть тему урока.Действительно, тема урока раскрывается более полно, и при этом обсуждаются жизненные проблемы, т.е. тема, изучаемая в ходе обычного урока, как бы выходит на личностный план учащихся, позволяет решить какую-то проблему для себя лично.При такой системе работы видны позитивные ростки в развитии личности подростка - расширение их жизненных взглядов и представлений о себе, увеличение арсенала поведенческих навыков. Кроме того, возрастает количество подростков, готовых работать над собой совместно с психологом. Главное - приучить подростков к мысли, что при решении многих проблем нужен открытый диалог со взрослыми, порой специалистами. Иногда только взрослый человек может помочь сделать правильный шаг.Система работы по интегрированию психологии с курсами общеобразовательных предметов не является чем-то застывшим. Наоборот, это динамичная и гибкая система, которая опирается на обратную связь с учащимися (анкеты с мнением об уроке, вопросы к психологу перед встречей), поэтому каждый урок подстраивается под определенный контингент учащихся, под их конкретные взгляды и проблемы. Зная существующие проблемы учеников в каждом классе, можно во время общего разговора дать какие-то советы или ответы именно им, когда никто об этом и не подозревает. Формы интегрированных уроков используются самые разнообразные - от «шоу» до камерных бесед - в зависимости от темы и целей урока. Но обязательно на всех уроках используются элементы психотерапии - музыкотерапии, сказкотерапии, арттерапии, психотерапевтические метафоры, тренинговые упражнения, ролевые игры. Для построения психологических бесед подбираются афоризмы, притчи, стихи, описания различных интересных психологических экспериментов, материал для лучшего усвоения структурируется в схемы, таблицы. Вся «соль» таких уроков именно в психотерапевтических уроках и яркой подаче материала. Все это позволяет активно влиять на формирование позитивных ценностных установок подростков в наиболее сензитивный для этого период.Описываемая система психологической профилактики вредных пристрастий ставит перед собой следующую цель - воспитание социально зрелой личности, устойчивой к негатив­ным воздействиям социума, формирование внутренних антинаркотических установок, которая, как показывают результаты мониторинга, эффективно реализуется на практике.

Международная научно-практическая конференция
«Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования»,
Москва 2001 стр.3-5
Блинова Л.Н. (г. Пенза)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Профилактика | Александр_Манский - Дневник Александр_Манский | Лента друзей Александр_Манский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»